Публикации

Таких зимних праздников у детей еще не было

Из-за эпидемиологической ситуации, сложившейся в конце 2020 года, во многих странах были отменены уличные праздничные мероприятия. Поездки к бабушкам и дедушкам на рождественских каникулах многим семьям тоже пришлось отложить. В результате детям по всему миру приходилось искать праздничные развлечения, не выходя из дома. И благодаря современным технологиям и доступности интернета скучать им не пришлось.

Мы проанализировали категории сайтов и поисковые запросы за период новогодних (рождественских) праздников — с 20 декабря 2020 года по 10 января 2021 года — и узнали, чем дети компенсировали отсутствие уличных зимних развлечений.

Как собирается статистика

Наш продукт Kaspersky Safe Kids, входящий в состав домашних решений, сканирует содержимое веб-страницы, на которую пытается зайти ребенок. Если сайт относится к одной из четырнадцати нежелательных категорий, продукт посылает уведомление в Kaspersky Security Network. Никакие личные данные пользователя при этом не передаются, и приватность не нарушается. Также стоит отметить два важных момента:

  • Каждый родитель сам решает, какой контент стоит блокировать, и соответствующим образом настраивает защитное решение. Однако анонимная статистика собирается по всем 14 категориям.
  • Информация для этого отчета получена с компьютеров под управлением ОС Windows и macOS, мобильная статистика не представлена.

Категоризация веб-сайтов

В данный момент в продукте Kaspersky Safe Kids веб-фильтрация происходит по следующим категориям:

  • Общение в сети (социальные сети, мессенджеры, чаты и форумы)
  • Для взрослых
  • Алкоголь, табак, наркотики и психотропные вещества
  • Насилие
  • Оружие, взрывчатые вещества, пиротехника
  • Нецензурная лексика
  • Азартные игры, лотереи, тотализаторы
  • Видеоигры
  • Электронная коммерция (магазины, банки, платежные системы)
  • ПО, аудио, видео
  • Поиск работы
  • Религия, религиозные объединения
  • Новостные ресурсы
  • Средства анонимного доступа

Фильтрация поисковых запросов

Поисковая активность детей лучше всего иллюстрирует их интересы. В Kaspersky Safe Kids есть возможность фильтрации запросов ребенка в пяти поисковых системах (Bing, Google, Mail.ru, Yahoo!, Yandex), а также на YouTube. Фильтрация происходит по шести потенциально опасным темам: «Для взрослых», «Алкоголь», «Наркотики», «Табак», «Расизм» и «Нецензурная лексика».

За 100% мы приняли ТОР 1000 поисковых запросов, собранных со всех представленных поисковых систем, включая YouTube, а также отдельно подсчитали ТОР 1000 поисковых запросов для этой видеоплатформы. Ранжирование происходило по количеству случаев ввода того или иного запроса, без разделения по регионам и языкам. Популярность темы — доля относящихся к ней запросов.

Поисковые запросы, собранные в период с 20 декабря 2020 года по 10 января 2021 года, мы разбили на несколько тематических категорий:

  • YouTube
  • Игры
  • Перевод
  • Коммуникации
  • Музыка
  • Видеоплатформы
  • Образование
  • Онлайн-покупки
  • Аниме
  • Мультфильмы
  • Другие темы

Запросы на платформе YouTube были выделены в отдельную категорию, поскольку их доля в общем количестве запросов составляет почти 50% и заслуживает отдельного рассмотрения.

Какие сайты интересовали детей?

Распределение категорий посещаемых сайтов, 20 декабря 2020 г. — 10 января 2021 г. (скачать)

Чаще всего дети заходили на сайты с видео- и аудиоконтентом (40,36%). Это на 2,58 п. п. больше, чем в среднем за год (с июня 2019-го по май 2020-го), тогда доля категории составляла 39,11%. На втором месте расположилось «Общение в сети» (25,8%). Доля заходов на веб-версии WhatsApp и Telegram, Facebook, Instagram и другие сайты из данной категории тоже увеличилась в сравнении со средним показателем за год (24,16%). На третьем месте находится категория «Видеоигры» (16,19%), интерес к которой также немного вырос: данные за период с июня 2019 по май 2020 года показывали 15,98%. А вот количество заходов на сайты онлайн-магазинов оказалось ниже, чем в среднем за год: 10,94% против 11,25% в 2019–2020 гг.

Что дети искали во время зимних праздников?

Распределение ТОР 1000 поисковых запросов по тематикам, 20 декабря 2020 г. — 10 января 2021 г. (скачать)

Поисковая активность детей уточняет их интересы и в целом не противоречит показателям по заходам на веб-сайты. Наибольшее количество запросов среди ТОР 1000 за зимние каникулы было связано с YouTube (20,84%). На втором месте по популярности запросы игровой тематики (15,47%). Также дети очень часто искали информацию, связанную с онлайн-переводчиками (11,02%). Самым популярным англоязычным запросом на эту тему был «google translate», на русском языке «переводчик».

ПО, аудио, видео

Несмотря на большое количество общих интересов, дети из одного региона могли отдавать большее предпочтение определенному контенту, чем их сверстники из других регионов. В частности, различным аудио- и видеоконтентом чаще других интересовались дети из Южной Азии (Бангладеш, Индия) (52,84%). В СНГ, например, доля такого контента составила всего 39,2%.

Доля посещений веб-страниц категории «ПО, аудио, видео» в разных регионах, 20 декабря 2020 г. — 10 января 2021 г. (скачать)

На сегодняшний день YouTube является одним из самых популярных сайтов, именно на нем дети проводили больше всего времени в новогодние праздники. Это также подтверждают данные поисковых запросов детей: в отчетный период 46% всех запросов из ТОР 1000 пришлось на поиск внутри YouTube. А самым популярным в поисковых системах во всем мире стал запрос «youtube».

Распределение поисковых запросов из ТОР 1000 по источникам, 20 декабря 2020 г. — 10 января 2021 г. (скачать)

Мы решили посмотреть, что же конкретно ищут дети внутри самого YouTube. Для этого мы собрали ТОР 1000 запросов на этой платформе, которые дети искали чаще всего в период с 20 декабря 2020 г. по 10 января 2021 г.

Распределение тем ТОР 1000 поисковых запросов детей на YouTube, 20 декабря 2020 г. — 10 января 2021 г. (скачать)

Чаще всего дети искали видео игровой тематики (37%). На втором месте располагаются запросы, связанные с каким-либо блогером или каналом общего характера (20,94%). Типичный блогер, который привлекает внимание детей, обычно публикует у себя на канале видео одного или нескольких следующих форматов: челленджи, распаковки, «сделай сам» (DIY), лайфстайл, стримы популярных в данный момент игр и обязательно музыкальный видеоклип. Пятая часть поисковых запросов из нашего ТОР 1000 пришлась именно на таких блогеров.

Третьей по популярности темой поисковых запросов на YouTube ожидаемо является музыка (17,13%), а самыми востребованными исполнителями стали корейские поп-группы BLACKPINK и BTS, исполнители Моргенштерн, Ariana Grande, Billie Eilish, Travis Scott и Слава Марлоу. А самыми популярными песнями стали Baby shark, Dance monkey, Savage love (танец в TikTok с 24 млн просмотров) и «Снова я напиваюсь» Славы Марлоу с теми же 24 миллионами просмотров.

Но не только платформа YouTube интересовала детей. В рамках темы «Видеоплатформы» (7,59%) дети искали «netflix», «disney plus», «amazon prime» и «яндекс эфир».

Самым популярным сериалом на новогодних праздниках, судя по количеству запросов, стал «Мандалорец».

Видеоигры

Категория «Видеоигры» находится на третьем месте по количеству заходов на сайты среди детей всего мира. Чаще других сайты игровой тематики посещали дети, проживающие в Азии (25,10%). А вот дети из Южной Азии, как мы видели ранее, отдают предпочтение видео- и аудиоконтенту, а не играм (5,21%).

Доля посещений веб-страниц категории «Видеоигры» в разных регионах, 20 декабря 2020 г. — 10 января 2021 г. (скачать)

Среди поисковых запросов игровая тематика находится на втором месте по популярности после запросов, связанных с поиском сервиса YouTube. Три самых популярных запроса в отчетном периоде: roblox, among us и minecraft.

При этом чаще всего дети искали на YouTube каналы стримеров, которые играют в разные игры, а также каналы блогеров, которые специализируются именно на Minecraft.

Доли сгруппированных поисковых запросов среди ТОР 1000 запросов на тему видеоигр на YouTube, 20 декабря 2020 г. — 10 января 2021 г. (скачать)

Самым популярным игровым англоязычным блогером уже много лет является PewDiePie, русскоязычным — Поззи. Самыми популярными играми среди детей, судя по их поисковой активности в YouTube, являются Among us, Minecraft, Brawl stars, а также Gacha Life. Последняя позволяет создавать видеоистории, которые дети очень любят смотреть на YouTube.

Как мы и предполагали в преддверии новогодних праздников, игровая приставка Nintendo Switch действительно стала достаточно популярной среди детей. На каникулах дети искали «nintendo switch» и «nintendo switch lite» чаще, чем «ps5». А одной из любимых игр для Nintendo Switch оказалась Just dance.

Интересы, которые заслуживают отдельного упоминания

Зимние каникулы в разных регионах мира начинаются в разное время. Именно поэтому среди популярных тем поисковых запросов мы можем наблюдать интерес к теме образования (5,34%). Англоязычные дети чаще всего искали google classroom, а русскоязычные «учи ру».

В период праздников дети интересовались видео с инструкциями, как сделать что-то своими руками (Do It Yourself, DIY). Самыми популярными YouTube-каналами на эту тему являются 5-Minute Crafts с более чем 70 миллионами подписчиков, 123 GO! (около 10 млн) и Troom Troom (21,7 млн). Среди поисковых запросов детей на тему DIY самыми популярными соответственно были «123 go», «5 minute crafts», «troom troom».

Страница канала 5-Minute Crafts на YouTube.com

Помимо музыкантов и блогеров самыми популярными персонами, которыми интересовались дети на зимних каникулах, стали Дональд Трамп (информацию про него искали чаще, чем про других знаменитостей), Эмма Уотсон и Илон Маск.

Несмотря на то что ASMR-видео существуют уже достаточно давно, мы заметили, что в последнее время дети стали ими интересоваться значительно больше. Среди частых поисковых запросов были «asmr», «asmr eating».

Не обошлось этой зимой и без челленджей. Самым популярным на каникулах стал try not to laugh. Его дети искали не только на английском языке, но и, например, на немецком — «versuche nicht zu lachen».

И конечно же, дети не обошли вниманием TikTok. Помимо общих запросов «tiktok» и «тик ток», они искали «tik tok mashup», «how to change restricted mode on tiktok», «дрим тим хаус» и тиктокеров Даню Милохина и Валю Карнавал.

Заключение

Несмотря на отсутствие рождественских ярмарок и новогодних елок, дети все равно находят для себя развлечения, и не только потребительского характера. Судя по популярности DIY-видео, у детей есть желание что-то мастерить руками, а увлеченность Gatcha Life говорит о желании рассказывать собственные истории и «экранизировать» их. TikTok вдохновляет встать с дивана и снимать разные видео, и не только наивного характера. Корейские поп-звезды не дают усидеть на месте, и дети с удовольствием заучивают танцевальные движения из клипов или специальных танцевальных видео. Игровая индустрия тоже помогает оставаться физически активными. Например, на игровой консоли Nintendo Switch популярна игра Just Dance, обучающая игрока танцевальным движениям, а также фитнес-игры Ring Fit Adventure и Fitness Boxing 2: Rhythm & Exercise, вышедшая в начале декабря 2020-го.

Сегодня технологии очень глубоко интегрированы в нашу жизнь, особенно в жизнь детей, которые уже не застали мир без доступных видеоигр, YouTube и мессенджеров. И это неплохо, ведь дети знают, как разнообразить свой досуг, не выходя из дома. А нам, взрослым, стоит у них поучиться.

Таких зимних праздников у детей еще не было

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

Отчеты

MosaicRegressor: угроза в недрах UEFI

Мы обнаружили скомпрометированный образ прошивки UEFI, содержащий вредоносный имплант для установки дополнительного вредоносного ПО на компьютеры жертв. Насколько мы знаем, это второй общеизвестный случай обнаружения активного заражения в прошивке UEFI.

Подпишитесь на еженедельную рассылку

Самая актуальная аналитика – в вашем почтовом ящике