По эффективности воздействия спам вполне сравним с телевизионной рекламой — и по частоте повторений (если атака спамеров пробила спам-фильтры), и по численности аудитории, которая становится объектом рассылок.
Наличие и постоянное развитие антиспамерского ПО — это, пожалуй, единственный фактор, сдерживающий начало настоящих информационных войн в электронной почте. За последние два года понятие «политического» спама уже вошло в наш обиход. Крупные предвыборные кампании сопровождаются волнами агитационных спамерских рассылок.
Такое «спам-сопровождение» выборов было зафиксировано в России, в Германии, на Украине и в некоторых других странах. Примечательно, что материалы, распространяемые в спаме, практически всегда имеют ярко выраженный негативный оттенок, т.е. их цель — опорочить ту или иную партию или кандидата.
Это значит, что, в большинстве своем, заказчики рассылок имеют представление о негативном восприятии спама Сетевым сообществом и даже не пытаются использовать этот инструмент для формирования положительного общественного мнения.
Это утверждение справедливо и для PR-кампаний, проводимых средствами спама: все они относятся к так называемому «черному PR».
В 2005 году в Рунете был зафиксирован новый тип «политического» спама. Речь идет не о предвыборной агитации, а о спамерских кампаниях, направленных на формирование общественного мнения по вопросам внутренней политики государства.
По сравнению с предыдущими попытками новые спам-атаки отличаются продолжительностью, настойчивостью и хорошим планированием: это не одиночные рассылки, а развернутые поэтапные информационные кампании.
Если политизация спама продолжится, то это может иметь самые неожиданные последствия как для развития электронной почты, так и для всего Сетевого сообщества. Увеличение доли «политического» спама до серьезных размеров незамедлительно спровоцирует новый виток законодательных инициатив, направленных против спамерской деятельности. При гарантированной поддержке пользователей — а отношение к информационному спаму у большинства пользователей резко отрицательное — могут быть приняты достаточно жесткие законы против спама и его заказчиков.
Спам как инструмент информационных войн