Архив новостей

Портрет заказчика спамерских услуг в России

Введение

Вопросы о спамерах, а также тех, кто пользуется их услугами, занимают первое место в хит-параде вопросов, периодически адресуемых экспертам по борьбе с непрошенными рассылками. Однако, если информационная прозрачность компаний, борющихся со спамом, как правило, очевидна, то параллельный спамерский мир окутан ореолом тайны и неизвестности (что, впрочем, неудивительно).

Поэтому, в преддверии вступления в силу 1 июля 2006 года новой редакции закона «О рекламе», в котором делаются первые для России попытки вывести спам за рамки правового поля, компании «Лаборатория Касперского» и «Subscribe.Ru» провели исследование заказчиков спам-рекламы.

В рамках данного исследования мы не стремились сорвать покров тайны с деятельности непосредственно спамеров, в одночасье оказавшихся вне закона. Напротив, мы попытались выяснить, кто является типичным российским заказчиком услуг спамеров, и повлияет ли на его портрет последняя инициатива российских законодателей. Также мы попытались получить некоторые оценки самих заказчиков спама относительно мотивации использования этого сомнительного рекламного канала и его эффективности.

Как отбирались компании-респонденты

На основе данных антиспам-подразделения «Лаборатории Касперского» был составлен список из 500 компаний, рекламируемых в спаме на момент подготовки исследования. Пропорции отбора будущих респондентов по сферам деятельности были выдержаны в соответствии с пропорциями различных тематических категорий спама в масштабах всего Рунета. Исходя из данных антиспам-лаборатории, большая доля заказчиков спама приходится на компании, работающие в сфере туризма и отдыха (14%), предоставляющие услуги по ремонту и переездам (9,3%) и занимающиеся полиграфией (7%). Были учтены и другие, менее распространенные категории.

Диаграмма 1. Сфера деятельности компаний-респондентов

Как проводился опрос

Далее, нашей целью являлось получение информации непосредственно из уст тех, кто заказал отобранные нами рассылки. Предполагая, что делиться подобными подробностями заказчики спама не захотят (что подтвердилось в дальнейшем), мы провели анонимный телефонный опрос, где в роли интервьюера выступал якобы «сотрудник небольшой компании», который тоже хотел заказать спамерскую рассылку и решил «посоветоваться с коллегами по рынку», прежде чем начать.

Все полученные данные были проанализированы социологическим департаментом информационного канала Subscribe.Ru.

Негативное влияние спам-кампаний на имидж компании-рекламодателя

Важным является тот факт, что около 60% (57,9%) заказчиков спама, услышав, что речь заходит не только об их товарах или услугах, но и проведенной ими рекламной спам-рассылке, уходили в глубокую оборону и яростно отрицали использование ими спам-рекламы. Этот факт показателен и свидетельствует о том, что компании, решившиеся на рекламу в спаме, совершенно четко осведомлены о негативной общественной оценке этого явления. Тем не менее – невзирая ни на что, они идут на это.

Многие респонденты упомянули новый закон «О рекламе», в частности, то, что официальное признание незаконности спама как средства рекламы повлияет на их отказ от использования спамерских услуг. Насколько искренними были эти высказывания, покажет время.

Статус заказчика спам-рекламы

Одним из вопросов, ответ на который мы пытались найти, был следующий: кто непосредственно принимает решение о проведении рассылки, кто контактирует со спамерами. По результатам телефонного опроса, более чем в 80% случаев исполнителями являются менеджеры по рекламе, однако в процессе заказа рассылок спама активное участие принимают и руководители компаний. Так, в 5,6% опрошенных компаний, они не только инициируют заказ, но и оформляют деловые отношения со спамерами. Это, конечно же, свидетельствует не о высокой важности спамерской рассылки для данных фирм, а об их небольшом размере – несколько человек (несколько десятков человек).

Диаграмма 2. Статус исполнителя

Стоимость спам-рассылок

Стоимость одной рассылки спама колеблется в пределах от 1000 до 45000 рублей. При этом 50% опрошенных заказчиков спама заявили, что они платят от 3001 до 6000 рублей за одну рассылку. Сумма, безусловно, незначительна для компании любого масштаба и совершенно несопоставима с любым другим легальным рекламным каналом.

График 1. Распределение по стоимости одной рассылки спама

Количество адресов в рассылках

Количество адресов в одной рассылке также сильно колеблется в зависимости от того, кто предоставляет услуги по распространению спама. Наименьшее названное количество – 100 адресов, наибольшее – 3700000. Из графика следует, что 32,5% заказчиков спама выбирают путь «максимального охвата»: рассылки свыше миллиона адресов, где совершенно не учитывается целевая аудитория рекламируемых товаров и услуг.

График 2. Распределение по количеству адресов в одной рассылке спама

Зависимость стоимости рассылок и количества адресов от географического расположения заказчика спама

В зависимости от географического расположения заказчиков спама, цены изменяются таким образом:




























города до 3000 рублей 3001-6000 рублей 6001-9000 рублей 9001-15000 рублей свыше 15000 рублей
Москва 29,4% 58,8% 5,9% 0,0% 5,9%
Санкт-Петербург 50,0% 25,0% 25,0% 0,0% 0,0%
другие города 0,0% 0,0% 0,0% 0,0% 100,0%

В Москве большинство рассылок находится в ценовом диапазоне от 3001 до 6000 рублей, в Санкт-Петербурге – до 3000 рублей. В других же городах абсолютно все опрошенные заявили, что цена одной спамерской рассылки превышает 15000 рублей.

Количество адресов в одной спамерской рассылке в зависимости от географического расположения заказчика распределяется так:




































  до 1000 адресов 1001-5000 5001-10000 10001-100000 100001-500000 500001-1000000 свыше 1000000
Москва 0,0% 11,1% 22,2% 22,2% 0,0% 3,7% 40,7%
Санкт-Петербург 22,2% 22,2% 11,1% 22,2% 0,0% 11,1% 11,1%
другие города 25,0% 0,0% 25,0% 25,0% 0,0% 0,0% 25,0%

Эффективность спам-рекламы

Обстоятельно за оценку эффективности никто из респондентов не брался (т.е. – фирмы заказывали спам не очень-то представляя, какой эффект он приносит им, и положительный ли это эффект вообще). В среднем, звучали приблизительные оценки уровня отклика в 0,01-0,05%. Многие говорили о том, что трудно выделить вклад спама при использовании нескольких рекламных каналов.

Заказчики спама, оценивая его эффективность, делились своими сомнениями в том, что оплачивая рассылку, скажем, на миллион адресов, они не знают, к скольким получателям она попадет в действительности. Кто-то рассказал о том, что первая попытка заказать спам стала последней для его фирмы – на телефоны колл-центра обрушился шквал звонков разгневанных получателей спама.

Цена финансового результата рассылки спама (по данным аналитической службы Subscribe.Ru) составила:

























































































Media Reach
(охват)
CPM
(за тыс.)
CTR
(ср. отклик)
CPC
(звонок)
Конверсия
(в заказ)
Цена РФ
(за заказ)
Telemarketing 1000 $1200,00 7,00% $17,14 7,00% $244,88
Direct Mail 1000 $1000,00 15,00% $6,67 15,00% $44,44
ТВ 1000 $1,00 0,02% $5,00 5,00% $100,00
Пресса 1000 $40,00 0,09% $44,44 15,00% $296,30
Outdoor 1000 $15,00 0,05% $30,00 40,00% $75,00
RichMedia 1000 $15,00 1,00% $1,50 2,00% $75,00
Banner / HTML 1000 $7,00 0,20% $3,50 3,00% $116,67
E-Newsletter / E-Zine 1000 $30,00 7,00% $0,43 4,00% $10,71
Search Marketing 1000 $20,00 5,00% $0,40 5,00% $8,00
Spam 1000 $0,10 0,01% $1,00 5,00% $20,00
Opt-in 1000 $100,00 5,00% $2,00 5,00% $40,00

Выводы

Исследование позволило нам прийти к нескольким выводам:

  1. Заказчики спама отдают себе полный отчет в том, что, получив несколько обращений, они при этом навлекут на себя гнев остальных получателей рассылки (тысяч и миллионов людей). Компании, прибегающие к спаму, как правило, очень малы, что позволяет им считать, что такие понятия как репутация и положительный имидж – не для них.
  2. Стоимость спамерских рассылок очень мала. Однако никто из клиентов спамеров не может адекватно оценить эффект от проведения рассылок, в т.ч. возможный отрицательный эффект. Точно так же, заказчики спама не придают особого значении аудиториям, на которые направлены их рассылки. Спам заказывается по принципу – «если это так дешево, то почему бы и нет».
  3. Для некоторых фирм-респондентов формальный запрет спамерских рассылок явился причиной, по которой они прекратили заказывать спам. Это связано как с возможными юридическими рисками, так и с еще большим ущербом для репутации этих компаний. Однако оценить, действительно ли новый закон повлияет на ситуацию со спамом в Рунете, можно будет не ранее, чем через полгода с начала его вступления в силу.

Портрет заказчика спамерских услуг в России

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

Отчеты

MosaicRegressor: угроза в недрах UEFI

Мы обнаружили скомпрометированный образ прошивки UEFI, содержащий вредоносный имплант для установки дополнительного вредоносного ПО на компьютеры жертв. Насколько мы знаем, это второй общеизвестный случай обнаружения активного заражения в прошивке UEFI.

Microcin снова в деле

В феврале 2020 года мы обнаружили троянца на ПК дипломатической организации. Мы с высокой степенью уверенности приписываем эту кампанию группе SixLittleMonkeys (также известной как Microcin).

Подпишитесь на еженедельную рассылку

Самая актуальная аналитика – в вашем почтовом ящике