Реагирование на компьютерные инциденты в 2018 году

 Скачать PDF-версию отчета

Общая информация

В данном отчете описаны результаты работ по реагированию на инциденты, проведенных нашей командой за год. Мы тщательно проанализировали все запросы на услуги, общение с клиентами и результаты расследований, чтобы подготовить для вас этот обзор «в цифрах». Данный отчет содержит информацию о том, как компании обнаруживают факты компрометации своих систем, какие векторы атак обычно используют киберпреступники, как долго злоумышленники находятся в сети организации и многое другое. Также мы подготовили ряд рекомендаций, позволяющих повысить уровень безопасности и уменьшить возможный ущерб от компрометации.

Источником данных для анализа выступал широкий спектр сервисов по расследованию инцидентов, предоставляемых «Лабораторией Касперского». Основным подразделением, занимающимся цифровой криминалистикой и реагированием на инциденты является команда Global Emergency Response Team (GERT), в которую входят эксперты из Европы, Латинской Америки, Северной Америки, России и Ближнего Востока. Однако, сфера деятельности компании гораздо шире, и включает ряд других сервисов, связанных с реагированием на инциденты и исследованием вредоносного ПО. В частности, обратите внимание на расследования целевых атак от команды Global Research and Analysis Team (GReAT).

Причины обращений за реагированием на инцидент

Более половины случаев обращений за расследованием связаны с обнаружением очевидных последствий атаки (несанкционированный перевод денежных средств, зашифрованные рабочие станции, недоступность сервисов и т.д.). Данный показатель говорит о необходимости совершенствования методов обнаружения атак и оптимизации процессов реагирования на инциденты, что позволило бы избежать денежных потерь и минимизировать ущерб от атак на инфраструктуру компании.

Отдельно следует отметить, что в двух случаях из трех расследования инцидентов, связанных с обнаружением подозрительных файлов или сетевой активности действительно приводили к обнаружению атаки на инфраструктуру заказчика. В остальных случаях причиной подозрительной активности выступали нехарактерные действия пользователей или поведение программного обеспечения, связанное с ошибками конфигурации.

Наиболее частой причиной обращения стала атака шифровальщиков. Данная категория атак характеризуется высокой скоростью развития, сложно детектируется на ранних стадиях, а ее последствия, напротив, очевидны.

Специалистами отдела антивирусных исследований Лаборатории Касперского был составлен рейтинг наиболее распространенных образцов шифровальщиков, атакующих организации, за 2018 год.

В случае обнаружения активности шифровальщика необходимо:

  • Изолировать компьютер и сегмент сети, в котором произошел инцидент, для исключения дальнейшего развития атаки.
  • Cделать снимки оперативной памяти и снять образы жестких дисков для дальнейшего детального расследования.
  • Проанализировать зашифрованные файлы с целью выявления типа вредоносной программы, что позволит оперативно принять комплекс мер по первоначальному реагированию.
  • Провести расследование инцидента для установления начальных векторов компрометации, а также выявления возможных точек закрепления злоумышленников в инфраструктуре, что позволит избежать повторного заражения.
Название Доля заражений
WannaCry 40,64%
Cryakl 7,37%
GandCrab 5,15%
(generic verdict) 3,63%
Purgen/ GlobeImposter 2,74%
Crysis/Dharma 2,67%
Shade 2,41%

Топ 7 шифровальщиков по доле заражений

В реальности инцидентов намного больше

Только 22% компаний, у которых были обнаружены признаки вредоносной активности, обратились за услугой по реагированию на инцидент.

Часто клиенты Лаборатории Касперского обращаются за экспертным анализом данных, собранных с использованием автоматических средств мониторинга. В результате исследования предоставленных данных были получены следующие результаты:

81% организаций, предоставивших данные для анализа, имели признаки вредоносной активности во внутренней сети.

У каждой третьей компании обнаружена активность, свидетельствующая о возможной таргетированной атаке.

Для трех ключевых категорий организаций были выявлены основные тенденции, связанные с угрозами безопасности.

Финансовые организации Государственные организации Промышленные компании
В финансовых организациях в полтора раза чаще (54%), чем среди всех организаций, была обнаружена активность, являющаяся признаком таргетированной атаки. У 95% государственных организаций обнаружены признаки вредоносной активности, что на 14% больше, чем среди всех организаций в общем. Промышленные компании чаще становятся жертвами банкеров. Активность, соответствующая данному ВПО, обнаружена у 27% компаний.
У малой доли финансовых организаций обнаружены признаки заражения шифровальщиком (12%) или банкером (8%). У 45% государственных организаций зафиксированы обращения к ресурсам, связанным с таргетированными атаками. Промышленные компании в меньшей степени подвержены таргетированным атакам (15%) или атакам шифровальщиков (25%).

Векторы первичной компрометации

В трети инцидентов для начальной компрометации системы использовалась служба удаленного управления RDP. В большинстве случаев злоумышленникам удавалось подобрать учетные данные пользователя, причем на перебор данных у атакующих уходило порядка нескольких часов. Настолько высокая скорость объясняется использованием сотрудниками ненадежных или словарных паролей. Кроме того, в большинстве случаев для аутентификации в различных системах использовались одинаковые учетные данные, в результате чего злоумышленники смогли повторно использовать полученные имена пользователей и пароли для доступа к другим узлам.

Следует также отметить, что в трети случаев атак через службу удаленного управления учетные данные были известны атакующим заранее (попыток подбора пароля обнаружено не было). Вероятно, эти данные были получены с использованием методов социальной инженерии или обнаружены в открытом доступе (например, если сотрудник использовал такой же пароль для регистрации на сторонних ресурсах).

Рекомендуется:

  • Ограничить доступ к службам удаленного управления со всех внешних IP адресов. Удаленный доступ к корпоративным ресурсам и рабочим станциям должен быть организован с помощью VPN.
  • Придерживаться строгой парольной политики.
  • Придерживаться политики минимальных привилегий.
  • Применять методы двухфакторной аутентификации.

33% атак произошли вследствие небезопасных действий со стороны работников компании. Сотрудник загружал из недоверенных источников вредоносный файл и запускал его, в результате чего злоумышленники получали контроль над рабочей станцией. Следует отметить, что невозможно полностью исключить влияние человеческого фактора, однако регулярное обучение персонала основам компьютерной безопасности позволяет значительно уменьшить вероятность успешной атаки с использованием методов социальной инженерии.

Рекомендуется:

  • Использовать антивирусное решение на всех узлах сети и обеспечить регулярность его обновления.
  • Использовать «песочницу» для проверки загружаемых из внешней сети файлов.
  • Проводить регулярные тренинги для сотрудников, посвященные информационной безопасности.

Также, для повышения общего уровня безопасности рекомендуется:

  • Обеспечить централизованное обновление программного обеспечения, в том числе на компьютерах, не являющихся частью доменной инфраструктуры.
  • Внедрить процессы мониторинга подозрительной сетевой активности.
  • Автоматически осуществлять резервное копирование данных на носитель, недоступный для записи (кроме процесса копирования).
  • Регулярно проводить тестирование на проникновение.

Продолжительность атак

Для ряда инцидентов специалистам «Лаборатории Касперского» удалось установить промежуток времени между началом активных действий со стороны атакующих и завершением атаки. В результате последующего анализа, все инциденты были разделены на три категории по длительности.

Быстрые атаки
(Несколько часов)
Атаки средней длительности
(Несколько дней)
Длительные атаки
(от трех недель)
К данной категории отнесены атаки длительностью менее суток. В основном, это инциденты, связанные с заражением шифровальщиками. Ввиду большой скорости развития, эффективное противодействие данным атакам возможно только превентивными методами.
В некоторых случаях была замечена задержка между первичной компрометацией и началом активных действий со стороны атакующего, вплоть до недели.
В данную группу выделены атаки, развивающиеся несколько дней. В подавляющем большинстве случаев данная активность была направлена на непосредственное хищение денежных средств. Как правило, злоумышленники добивались поставленной цели в течении недели. В это группу были включены инциденты, продолжавшиеся более нескольких недель. Данная активность почти всегда направлена на похищение конфиденциальных данных.
Для таких атак характерно чередование активных и пассивных фаз. Интересно, что суммарная продолжительность активных фаз в среднем близка к длительности атак из предыдущей группы.
Основной класс угроз:
Заражение шифровальщиком
Основной класс угроз:
Хищение денежных средств
Основной класс угроз:
Кибершпионаж и кража конфиденциальных данных
Основной вектор атаки:
Атака на RDP методом перебора
Основные векторы атаки:
Загрузка вредоносного файла по ссылке из письма
Загрузка файла с зараженного сайта
Основной вектор атаки:
Загрузка вредоносного файла по ссылке из письма
Длительность атаки (медиана):
6 часов
Длительность атаки (медиана):
8 суток
Длительность атаки (медиана):
3 месяца
Суммарная длительность активных фаз (медиана):
7 суток
Методы противодействия:

  • Строгая парольная политика.
  • Двухфакторная аутентификация.
  • Ограниченный доступ к службам удаленного управления.
  • Применение антивирусных средств защиты на всех узлах корпоративной сети.
Методы противодействия:

  • Обучение персонала основам кибербезопасности.
  • Применение антивирусных средств защиты на всех узлах корпоративной сети.
Методы противодействия:

  • Полноценное и своевременное расследование всех инцидентов информационной безопасности.
  • Использование решений для защиты инфраструктуры на сетевом уровне и на уровне рабочих станций.
  • Применение средств мониторинга сетевой активности.
  • Сегментирование внутренней сети.

Распространенные тактики и техники

Для ряда инцидентов был составлен список используемых техник атак по методологии MITRE. Ниже приведена таблица ATT&CK с указанием частоты, с которой техники встречались в инцидентах. К сожалению, на сегодняшний день лишь немногие компании пользуются преимуществами, которые дает применение методологии ATT&CK или структурированных описаний угроз, таких как STIX. Если вы работаете с таким типом информации, обратите внимание на то, покрываются ли приведенные ниже техники выбранными вами средствами защиты.

Заключение

Полученные данные позволяют сделать вывод, что кибератакам подвержены все компании, вне зависимости от отрасли или региона. Разработка процедур защиты и реагирования на такого рода атаки больше не является необходимой лишь для ограниченного числа организаций, а обязательна для всех компаний, независимо от вида их деятельности.

Поддержка и совершенствование существующих процессов реагирования на инциденты позволяет оперативно устранять угрозы за счет точной локализации, анализа и изоляции зараженных элементов сети. Также, благодаря использованию опыта, полученного в результате расследования каждого инцидента, значительно снижается риск повторного заражения и совершенствуется защита от целевых кибератак.

Наряду со строгими политиками мониторинга и хранением журналов событий на протяжении, по меньшей мере, полугода, разработка процедур для надлежащей работы с цифровыми доказательствами, несомненно, повышает скорость расследования инцидентов и обеспечивает полноту его результатов. Это, в свою очередь, приводит к более быстрой локализации инцидента и, как следствие, снижает возможные финансовые потери, урон репутации компании и объем полученных злоумышленниками данных.

Регулярное проведение работ по анализу защищенности доказало свою эффективность в раннем выявлении слабых мест в инфраструктуре. Это позволяет устранить их до того, как злоумышленники обнаружат выявленные уязвимости и воспользуются ими в ходе реальной атаки.

Кроме того, как видно из статистики, люди все еще являются самым слабым звеном в безопасности. Даже при использовании строгих политик безопасности и внедрении надежных защитных решений, всего лишь один обманутый злоумышленниками сотрудник может стать причиной компрометации значительной части инфраструктуры. Потому так важно уделять особое внимание повышению осведомленности персонала в области информационной безопасности.

Публикации на схожие темы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *