ФАС: USSD-реклама противоречит российскому законодательству

С подачи Федеральной антимонопольной службы (ФАС) с ОАО «МегаФон» будет взыскан первый в России штраф за включение рекламного текста в короткие сообщения, направляемые абонентам через USSD-сервис.

В ФАС России обратился гражданин с жалобой на текстовые сообщения, исходящие от абонентов «МегаФон», которые, по всей видимости, воспользовались бесплатной услугой «Позвони мне». Эта услуга позволяет при отсутствии денег на счете отправить запрос абоненту любого российского оператора, поэтому просьбы перезвонить заявитель воспринял как должное. Однако его возмутило, что помимо запроса эти текстовые сообщения содержали рекламу подписки «Видео «Вы очевидец».

Дело в том, что служба «Позвони мне», как и многие другие дополнительные службы в сетях GSM, оперирует не SMS-, а USSD-сообщениями. И SMS-, и USSD-сервис работают в режиме передачи коротких сообщений, однако первый используется для обмена между абонентами, а второй обеспечивает взаимодействие абонента с сервисным приложением – например, с автоинформатором расчетного счета или подключенных услуг.

Проведенная антимонопольщиками проверка показала, что интерфейс обработчика USSD-обращений, который использует «МегаФон», позволяет добавлять рекламные тексты в сообщения, автоматически отсылаемые в ответ на запрос. Поскольку федеральный закон «О рекламе» запрещает распространение рекламы автоматизированными средствами, ФАС усмотрела явное правонарушение в действиях ОАО «МегаФон». Кроме того, данная реклама распространялась без согласия получателей, что тоже противоречит российскому антиспам-законодательству.  

По факту обнаруженного нарушения ОАО «МегаФон» выдано обязательное для исполнения предписание прекратить противоправный маркетинг. ФАС также возбудила дело об административном правонарушении для определения размера штрафа, предел которого в данном случае составляет 500 тыс. рублей.

К сожалению, практика показывает, что операторы сотовой связи довольно часто используют «служебное положение» для распространения рекламы, в том числе в составе ответов на USSD-запросы. Многие абоненты продолжают получать рекламные тексты, даже оформив отказ на сайте оператора. Тем не менее, установить распространителя маркетингового спама обычно не составляет труда, и при наличии жалоб со стороны потребителей его можно быстро призвать к ответу. В минувшем году ФАС России пресекла, по собственным подсчетам, свыше 10 тыс. правонарушений, совершенных в рамках закона «О рекламе».

Публикации на схожие темы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *