Архив новостей

Законы жанра

Спам — явление относительно новое. Однако характерные языковые особенности текстов спамовых писем позволяют лингвистам говорить о новом, возникшем буквально на наших глазах, особом речевом жанре. Не случайно появление в 2004 году любопытной монографии немецких исследователей-лингвистов Б. Шмюкле и Т. Хи «Спам: лингвистическое исследование нового речевого жанра». (Schmuckle, B., Chi, T. «Spam: Linguistische Untersuchung einer Neuen Werbeform»). Монография предлагает текстологическую характеристику спама, в основном, на материале немецких нелегитимных рассылок.

Исследовался спам, который является разновидностью директ-маркетинга — рекламы, направленной непосредственно отдельному адресату. По мнению авторов, спамерские рассылки являются одним из мощнейших средств директ-маректинга наряду с телевидением, радио, бумажными почтовыми и факс-рассылками и буклетами, предлагаемыми в общественных местах.

«Тема» как аналог рекламного слогана

Отличительной особенностью спама является анонимность отправителя. Полученные из неизвестных источников незапрошенные письма, как правило, раздражают получателя. Спровоцировать пользователя открыть такое письмо может тема, указанная в поле «Subject» («Тема»), поэтому спамеры стараются использовать яркие темы, которые могут заинтересовать потенциального читателя рекламного сообщения. Исследователи считают, что в спам-рекламе тема письма является аналогом слогана обычного печатного рекламного объявления.

Согласно результатам исследований, в 71,4% спамерских писем темы состоят из назывных предложений, а в 28,6% — из простых предложений.

Темы первого типа эксплуатируют, в первую очередь, бросающиеся в глаза слова и выражения рекламного характера, такие как top и super. В качестве примера такого рода тем можно привести темы Только для тебя!, Мои новые фотки, Фотокамеры по бросовым ценам.

Темы второго типа авторы считают отличительной особенностью эротического спама. Они ориентированы на обороты, характерные для настоящей личной электронной переписки, например, Наконец я нашел твой адрес! или Чем занят, чувак?.

Особенности текстов спам-рекламы

Авторы исследования отмечают исключительное разнообразие в содержании спамерских писем, которое может показаться неожиданным, поскольку в подавляющем большинстве письма имеют рекламный характер. Однако спамеры — народ изобретательный и для достижения эффективности рекламы используют разные приемы.

В качестве основной классификации спама немецкие исследователи предлагают разделение его на «личные», псевдоличные и безличные спамерские письма.

«Личный» спам, доля которого, по результатам исследования, составляет чуть менее 1/3 всего спама, характеризуется тем, что письма составлены по всем общепринятым канонам эпистолярного жанра. «Автор» такого письма упоминает имя получателя и делает вид, что с ним знаком. Письма содержат формулы приветствия и прощания, часто используется коммуникативный прием упоминания мнимых общих с адресатом дел.

Псевдоличный спам, составляющий порядка 1/9 всего спама, также содержит формулы приветствия и прощания, однако «симулирование» знакомства с адресатом в таких письмах менее действенно. В качестве имени получателя используется первая часть (логин) его адреса электронной почты. Поскольку логин зачастую не совпадает с именем или фамилией человека, в качестве приветствия в таких спамерских письмах стоит нечто вроде Здравствуйте, abc!. Тексты этих писем в целом имеют более профессионально-рекламный характер.

Безличный спам, долю которого авторы оценивают в 2/3, отказывается от попыток частного обращения к получателю и содержит только рекламный текст. Как отмечают исследователи, часто этот текст короток, иногда состоит только из ссылки на рекламируемый сайт.

В дополнение к этой классификации немецкие ученые делятся любопытными наблюдениями. Во-первых, «личные» спамерские письма в большей степени насыщены орфографическими ошибками (в среднем 3,09 ошибки на письмо), чем псевдоличные (0,6 ошибки) и безличные (1,76 ошибок на письмо). Во-вторых, «личный» спам чаще рекламирует эротические товары или порносайты (82% случаев), чем безличный (42% случаев). Псевдоличные письма среди порно-спама авторам вообще не встретились. В-третьих, «личный» спам использует более простые синтаксические конструкции, чем псевдоличный и безличный.

Авторы приходят к выводу, что спам, как разновидность текстов директ-маркетнига, уже имеет ярко выраженные жанровые признаки и вполне сформировавшуюся систему подвидов со своими особенностями. Но при этом нельзя забывать о скорости и динамичности развития сетевых средств коммуникации. Борьба с незапрошенными рекламными рассылками и широкое использование спам-фильтров вполне может привести к тому, что со временем облик спамовых писем будет меняться.

Комментарий лаборатории «Спамтест»

Спам — это динамичный речевой жанр, который пока находится в процессе становления. Именно поэтому, как справедливо отмечают авторы монографии, облик спамерских писем быстро меняется.

Но здесь есть и еще один нюанс, который выпал из сферы исследования немецких авторов. Отличие этого жанра от «классических» — в том числе и от «бумажных» рекламных текстов — состоит, прежде всего, в том, что на лексические, синтаксические и стилистические характеристики спама влияет не только окружающая языковая среда (т.е. люди, которые говорят на этом языке), но и техническая среда, в которой происходит оборот электронной почты.

Спамеры вынуждены изобретать приемы обхода антиспамерских программ. Те же орфографические ошибки, которые фигурируют в «личном» спаме, помимо имитации стиля «личного письма» несут еще одну функциональную нагрузку: орфографические ошибки искажают слова, в результате чего не срабатывают спам-фильтры, которые просто не находят в тексте письма ключевые слова спамерской тематики. Например, для фильтров, использующих технологию байеса, наличие намеренных орфографических искажений в тексте сообщения — это серьезная проблема.

Тем самым, изменения облика спамерских писем, о которых пишут авторы монографии, вполне прогнозируемы. По крайней мере, в части того массива, который подвергся исследованию (персонально-ориентированная коммерческая реклама — директ-маркетинг). На текущий момент у «личного» спама зачастую больше шансов «пробить» спам-фильтры, чем у других видов спама. Поэтому можно предположить, что в ближайшее время доля «личного» и «псевдоличного» спама должна возрасти. Вряд ли этот рост будет значительным, но он будет.

Законы жанра

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

Отчеты

StripedFly: двуликий и незаметный

Разбираем фреймворк StripedFly для целевых атак, использовавший собственную версию эксплойта EternalBlue и успешно прикрывавшийся майнером.

Азиатские APT-группировки: тактики, техники и процедуры

Делимся с сообществом подходами, которые используют азиатские APT-группировки при взломе инфраструктуры, и подробной информацией о тактиках, техниках и процедурах (TTPs) злоумышленников, основанной на методологии MITRE ATT&CK.

Как поймать «Триангуляцию»

Эксперты «Лаборатории Касперского» смогли получить все этапы «Операции Триангуляция»: эксплойты нулевого дня для iOS, валидаторы, имплант TriangleDB и дополнительные модули.

Подпишитесь на еженедельную рассылку

Самая актуальная аналитика – в вашем почтовом ящике