Особенности месяца
- Доля спама в почтовом трафике по сравнению с апрелем повысилась на 2% и составила в среднем 84,7%.
- Ссылки на фишинговые сайты находились в 0,69% всех электронных писем, что на 0,17% больше, чем в апреле.
- Вредоносные файлы содержались в 0,03% электронных сообщений, это на 0,15% меньше, чем в прошлом месяце.
- Для рекламы сайтов с контрафактными медикаментами использовалась тема свиного гриппа.
- В мае наблюдались спамерские рассылки, приуроченные к Дню Победы и Дню Матери.
Доля спама в почтовом трафике
Доля спама в почтовом трафике в мае 2009 года в среднем составила 84,7%. Самый низкий показатель отмечен 2 мая — 76,8%, больше всего спама зафиксировано 17 числа — 88,9%.
Доля спама в Рунете в мае
Вредоносные файлы содержались в 0,03% электронных сообщений, что на 0,15% меньше, чем в прошлом месяце.
Фишинг
Ссылки на фишинговые сайты находились в 0,69% всех электронных писем, — на 0,17%, больше чем в апреле. В течение трех месяцев мошенники предпочитают подвергать фишинговым атакам платежную систему PayPal и аукцион eBay.
Организации, подвергнувшиеся
фишинговым атакам в мае
Возросший процент писем с фишинговыми ссылками заставляет напомнить об осторожности. Последнее время мошенники предпочитают совершать атаки на популярные ресурсы PayPal и eBay и меньше внимания уделяют банковским системам. Вероятно, это связано с тем, что система онлайн-обслуживания клиентов многих банков становится более защищенной, при этом большое количество пользователей PayPal и eBay сулит фишерам хоть и небольшие, но постоянные доходы. Важно отметить, что эти системы наиболее популярны среди пользователей интернета.
Тематический состав спама
Пятерка лидирующих спам-тематик мая:
- Медикаменты; товары и услуги для здоровья — 32,4% (+9,3%)
- Реклама спамерских услуг — 18,5 % (-1,2%)
- Реплики элитных товаров — 10,8% (+2,3%)
- Образование — 7,9% (-3,3%)
- Спам «для взрослых» — 6,9% (+1,6%)
Характерно, что инициаторами рассылок четырех из пяти рубрик, попавших в топ наиболее популярных спам-тематик, являются сами спамеры. В спамовых письмах рубрик «Медикаменты; товары и услуги для здоровья», «Реклама спамерских услуг», «Реплики элитных товаров» рекламируются товары и услуги, предлагаемые спамерами; большинство порносайтов, реклама которых рассылается в спаме «для взрослых», по многим признакам также контролируется спамерами.
На этом фоне доля рубрики «Другие товары и услуги» составила всего 5,6%, что также свидетельствует об уменьшении числа рекламодателей из реального сектора экономики. Последний месяц весны — не самый продуктивный период для продвижения рекламы мелкого бизнеса в Рунете в связи с майскими праздниками и началом периода отпусков. Однако процент рекламы мелкого бизнеса в спаме начал снижаться еще в марте. Если в феврале доля спама категории «Другие товары и услуги» составляла 20,7%, то в марте она уменьшилась до 12,4%, а в апреле — до 9,8%. Очевидно, что тенденция снижения процента спам-рекламы, относящейся к этой рубрике, обусловлена экономическим кризисом.
Рубрика «Медикаменты, товары и услуги для здоровья» продолжает занимать лидирующую позицию. В мае особенно популярной темой в этом разделе стало заражение свиным гриппом и способы борьбы с ним. Рассылки, содержащие ссылки на сайты по продаже «быстрого и действенного средства» против угрожающего планете недуга, особенно активно распространялись в первой половине месяца. А в конце мая препарат обрел конкретное название: воспользовавшись рекомендациями медиков, которые появились в интернете, спамеры стали предлагать «Тамифлю» в качестве проверенного победителя страшного вируса. Однако эти письма, как и большинство спамерских посулов, оказались далеки от правды: по ссылкам располагались сайты, предлагающие контрафактные виагру и циалис.
Доля «Рекламы спамерских услуг» незначительно уменьшилась, однако остается по-прежнему высокой. Доля рекламы реплик элитных товаров несколько увеличилась, но никаких качественных изменений в спаме данной тематики отмечено не было.
Рубрика «Спам для взрослых» в последний месяц весны вновь вернулась в пятерку лидеров. Помимо писем, продвигающих сайты с порнографическим содержанием, было отмечено несколько рассылок, направленных на рекламу страничек знакомств. Для них характерным было то, что все они предназначались для раскрутки одного-единственного сайта, хотя ссылки в письмах постоянно менялись, чтобы увеличить вероятность обхода спам-фильтров.
Единственной рубрикой из пятерки лидеров, в которой заказчики рассылок не имеют непосредственного отношения к спам-бизнесу, является рубрика «Образование». В мае в этой рубрике наиболее популярной темой стали приближающиеся испытания выпускников школ. В письмах рекламировались сайты, якобы предлагающие задания Единого государственного экзамена и готовые ответы на них. Разумеется, эта добрая инициатива не являлась безвозмездной. При этом на всех сайтах, которые мы протестировали, оплативший «доступ к заданиям и ответам» получал «уникальную» возможность познакомиться с… тренировочными заданиями прошлых лет. На многих из этих сайтов предлагалась SMS-поддержка на экзамене, предполагающая отсылку SMS-сообщения на короткий номер. Напомним, что дорогие SMS-сообщения, отправленные на короткие номера, часто используются мошенниками для наживы. Хотелось бы еще раз предупредить, что, прежде чем хвататься за соломинку, протянутую спамером, нужно взвесить все «за» и «против». Какие бы обещания ни давала фирма, прибегшая к такому сомнительному способу рекламы, ее услуги могут оказаться столь же сомнительного свойства. Рассылки же с предложением этих услуг призваны решать в первую очередь задачу обогащения спамеров.
ЕГЭ на 100 баллов!
Команда AntiEGE.LINK предлагает приобрести задания и ответы на ЕГЭ (26 мая — 15 июня). Наши клиенты получают на ЕГЭ от 90 до 95 баллов. Внимание! Только до 20 мая покупая три пакета по любым предметам, ответы на четвертый ЕГЭ |
Следует отметить колебания доли рубрики «Недвижимость» на протяжении нескольких последних месяцев. В мае эта тематика вновь покинула топ, а ее рейтинг снизился (-3,2%). Вероятно, такие колебания связаны с неустойчивым положением рынка недвижимости, который напрямую зависит от экономической ситуации в стране.
Праздничный спам
Праздники, которыми знаменуется последний месяц весны, не оставили спамеров равнодушными.
В русскоязычных рассылках поздравления и стандартные открытки часто использовались для того, чтобы донести до пользователей рекламную информацию. Наиболее цинично воспользовалась торжествами в честь Дня Победы одна из крупных спамерских компаний. Под торжественными словами о победе над фашизмом спамеры разместили свой слоган: «Наши письма доходят всем».
Англоязычные рассылки мая были связаны с популярным в Америке праздником — Днем Матери, который отмечается во второе воскресенье этого весеннего месяца. Спамеры предлагали различные подарки к этой торжественной дате, однако получатель, прельстившийся их предложением, рисковал попасть на страницу с вредоносным объектом либо на сайт фишеров. Чаще всего ссылки в красочных письмах вели на страницы с предложением отписаться от рассылки, после чего почтовые адреса, введенные в форму отписки на главной странице, попадали в базы спамеров.
Спамерские методы и трюки
Для того чтобы увеличить эффективность распространения рекламы собственных услуг, спамеры рассылали картинки, на которых каждый символ рекламного сообщения был записан на фоне четырехугольников разного цвета и размера. Как уже неоднократно доказывала практика, такие изыски ведут только к одному результату: письма становятся практически нечитаемыми.
Заключение
В мае доля спама в почтовом трафике и распределение тематического состава спама принципиально не изменились по сравнению с первыми месяцами года. Тот факт, что в пятерке лидеров четыре позиции занимает реклама, заказчиками которой являются сами спамеры, а доля «Других товаров и услуг» существенно снижается, свидетельствует о том, что количество клиентов у спамеров продолжает уменьшаться. Такая ситуация в спаме Рунета обусловлена кризисом, сократившим число потенциальных заказчиков, а также началом периода отпусков, когда многие рекламные предложения теряют свою актуальность. По-прежнему велика доля рекламы спамерских услуг, что также характерно для периода кризиса.
Можно предположить, что сходная картина будет наблюдаться и в июне. Изменения могут коснуться рубрики «Образование»: не исключено, что доля данной тематики в спаме вырастет, так как спамеры стараются всячески обыграть тему Единого государственного экзамена и сделать письма с предложением помощи в решении заданий ЕГЭ новым источником своего дохода.
Летом, как правило, спамеры уделяют особое внимание совершенствованию методов и трюков, используемых для увеличения эффективности нелегитимных рассылок. Впрочем, на протяжении уже довольно большого периода времени ими не было найдено никаких принципиально новых решений. Ситуация на спам-рынке в настоящее время определяется не столько наличием или отсутствием технологических спамерских новинок, сколько законами бизнеса.
Спам в мае 2009 года