Особенности месяца
- Доля спама в почтовом трафике по сравнению с маем уменьшилась на 0,7% и составила в среднем 84%.
- Ссылки на фишинговые сайты находились в 0,94% всех электронных писем, что на 0,25% больше, чем в мае.
- Вредоносные файлы содержались в 0,31% электронных сообщений, это на 0,28% больше, чем в прошлом месяце.
- Для привлечения внимания к письмам, содержащим вредоносные ссылки, злоумышленники использовали имя Майкла Джексона.
- Мошенники играли на страхе перед возможным повышением процентной ставки на кредиты.
Доля спама в почтовом трафике
Доля спама в почтовом трафике в июне 2009 года в среднем составила 84%. Самый низкий показатель отмечен 12 июня — 78,3%, больше всего спама зафиксировано 28 числа — 88,9%.
Доля спама в Рунете в июне 2009
Вредоносные вложения и ссылки
Вредоносные файлы содержались в 0,31% электронных сообщений, это на 0,28% больше, чем в прошлом месяце.
Для того чтобы завлечь пользователя на страницы с вредоносными объектами, чаще всего использовались темы дешевых медикаментов и различных способов выхода из сложной финансовой ситуации. Так, реклама ломбарда содержала в себе ссылки на страницу с программой Trojan-Downloader.JS.Iframe.azt:
Печальная новость о смерти Майкла Джексона, облетевшая мир 26 июня, стала удобным предлогом для распространения вредоносных файлов. Злоумышленники, рассчитывая на широкую аудиторию поклонников короля поп-музыки, осуществили рассылки с обещаниями пролить свет на его загадочную смерть. Заинтересовавшегося предлагаемой информацией ждало разочарование, а его компьютер подвергался опасности заражения. В приведенном ниже письме ссылка вела на страницу, которая отсылала к исполняемому файлу, троянской программе семейства Trojan-Spy.Win32.Zbot, ориентированной на кражу данных пользователя.
Who killed Michael Jackson? Michael Jackson Was Killed… But Who Killed Michael Jackson? Visit X-Files to see the answer: http://MJackson.site/x-files |
Также была зафиксирована рассылка на итальянском языке. В ней предлагалось посмотреть шокирующее видео о последних минутах жизни американского поп-идола. В качестве дополнительной приманки в конце стояло предупреждение: «Детям до 16 не разрешается смотреть это видео!». Ссылка напоминала название популярного видеоресурса Youtube, но содержала в себе имя певца — youtubemichaelj. Вместо ролика на экране появлялось сообщение об ошибке, а пользователю предлагалось скачать кодек в формате exe, якобы позволяющий просмотреть видеосюжет. На поверку кодек оказался вредоносным червем Net-Worm.Win32.Kolab.cxa.
Фишинг и мошенничество
Ссылки на фишинговые сайты находились в 0,94% всех электронных писем, что на 0,25% больше, чем в мае.
На первом месте по числу фишинговых атак по-прежнему электронная платежная система PayPal. Доля атак, нацеленных на ее пользователей, в июне выросла на 8% и превысила 60% всех атак фишеров. На втором месте традиционно аукцион eBay, на его долю пришлось 9% атак фишеров — на 7% меньше, чем в мае.
Организации, подвергнувшиеся фишинговым атакам в июне 2009
Все новое — хорошо забытое старое. Фишеры рассылали письма от имени нескольких банков, предлагая клиентам пройти по ссылке в письме и ввести логин и пароль на открывшейся странице. Они мотивировали это тем, что с IP пользователя было зафиксировано несколько неудачных попыток ввести идентификационные данные.
Русскоязычные мошенники распространяли письма о том, что процентная ставка по кредиту якобы может быть увеличена. Получателям таких писем для уточнений предлагалось связаться с оператором банка по телефону. Главное, что должно было насторожить пользователей — отсутствие координат банка, а также подозрительно короткий номер (0935) для связи с оператором. В письме содержалась подробная инструкция, как осуществить звонок, но не сообщалось, что разговор с «оператором» платный, и минута разговора по короткому номеру стоит около 2 долларов. Такой способ мошенничества может быть более разорителен для пользователя, чем обычный спам с просьбой отправить SMS-сообщение, так как предсказать, сколько времени займет общение с фальшивым электронным оператором, сложно.
Уважаемый кредитор! Ваша процентная ставка на кредит возможно будет увеличина! Более подробную информацию по изменениям, коснувшихся Вас, прослушайте по новому и удобному для Вас банковскому телефону быстрой связи 0935 код 900 (консультационный отдел кредитования). По Вашим многочисленным просьбам, пишется инструкция по набору номера электронного секретаря: 0935 далее Вы набираете клавишу вызова после чего добавочный код 900 (отдела кредитования) и Вы попадаете на прямую линию к оператору. Звонки по телефону быстрой связи принимаются по будням с 9:00 до 18:00 и в субботу с 10:00 до 16:00 |
Тематический состав спама
Распределение тематик спама в Рунете в июне 2009
Пятерка лидирующих спам-тематик июня:
- Медикаменты; товары и услуги для здоровья — 21,1% (-11,3%)
- Реклама спамерских услуг — 15,2 % (-3,3%)
- Образование — 14,3% (+6,4%)
- Недвижимость — 6,9% (+2,9%)
- Спам «для взрослых» — 6,3% (-0,6%)
На первом месте, как и в мае, — «Медикаменты; товары и услуги для здоровья», однако доля этой рубрики уменьшилась на 11%. Преимущества продукта спамеры пытались передать минимумом средств:
Спам, тематически связанный с образованием, оправдал наши прогнозы, сделанные в мае, и занял третье место в рейтинге. Перед экзаменационной страдой встречалась реклама хитроумных устройств для успешной сдачи экзаменов. Устройство, по всей видимости, предназначается для «вечных студентов», так как в сообщении говорится о «пожизненной гарантии»:
|
Рубрика «Другие товары и услуги» значительно упрочила свои позиции (+6,1%), — в июне ее доля составила 11,7%. Оживление в рекламе малого бизнеса началось уже с первых недель лета. Большая часть писем содержала предложения бытовых и транспортных услуг, востребованных в период отпусков.
Рейтинг рубрики «Недвижимость» повысился почти на 3%, и она заняла четвертое место. В основном в этом спаме предлагалась аренда помещений. Возможно, это связано с концом полугодия и истечением срока договоров, заключенных на полгода.
Спамерские методы и трюки
Примеры забавной графической саморекламы спамеров мы не раз приводили в еженедельных спам-отчетах. В июне «веселые картинки» стали еще разнообразнее. Здесь и «Семечки» и «бабушки» и «Натаха, дура» и «засифонь друга» и даже «спам это мило». Кроме того, появились письма, оформленные в том же стиле, но адресованные узкой целевой аудитории: директорам санаториев, организаторам семинаров, бухгалтерам и представителям мелкого бизнеса.
При этом спамеры, пытаясь усложнить работу спам-фильтров, меняют контрастность, яркость и цветовую гамму картинок. Стоит отметить, что этот любопытный метод используется в рекламе именно спамерских (а не каких бы то ни было других) услуг.
Заключение
В июне не было отмечено значительных изменений в процентном соотношении спама и легитимной переписки. Начало лета отразилось на тематической составляющей незапрошенных рассылок: заметно увеличилась доля писем, связанных с образованием, недвижимостью, а также писем, рекламирующих товары и услуги мелкого бизнеса. Важно отметить, что как и в прошлом году в июне наблюдалось увеличение доли писем, содержащих вредоносные вложения. Даже мировые сенсации в этот период спамеры использовали прежде всего для привлечения внимания к письмам с вредоносными вложениями. Несмотря на небольшое количество нововведений в области техники проведения рассылок, трудно сказать, предпочитают ли спамеры отдыхать в период летних отпусков или готовятся к началу нового сезона.
Спам в июне 2009 года