Особенности месяца
- Доля спама в почтовом трафике по сравнению с июнем выросла на 1,7% и составила в среднем 85,7%.
- Ссылки на фишинговые сайты находились в 1,03% всех электронных писем, что на 0,09%, больше чем в июне.
- Вредоносные файлы содержались в 0,11% электронных сообщений, что на 0,2% меньше, чем в прошлом месяце.
- Доля спам-рекламы, связанной с реальным сектором экономики, уменьшилась.
- Для того, чтобы обойти фильтры, спамеры оставляли свои контакты в виде картинки, составленной из случайных символов, с определенным количеством пробелов между ними.
Доля спама в почтовом трафике
Доля спама в почтовом трафике в июле 2009 года в среднем составила 85,7%. Самый низкий показатель отмечен 17 июля — 80,9%; больше всего спама зафиксировано 19 числа — 90,8%.
Доля спама в Рунете в июле 2009
Вредоносные файлы содержались в 0,11% электронных сообщений, что на 0,2% меньше, чем в прошлом месяце.
Фишинг
Ссылки на фишинговые сайты находились в 1,03% всех электронных писем, это на 0,09%, больше, чем в июне. По-прежнему у фишеров наиболее популярны платежная система PayPal (40,19%) и интернет-аукцион eBay (30,01%). В июле наблюдалось несколько случаев фишинговых рассылок, когда ссылка содержалась во вложении, а не в теле письма.
Организации, подвергнувшиеся фишинговым атакам в июле 2009
В англоязычном спаме для кражи конфиденциальной информации, используемой при регистрации на сайте, мошенники воспользовались необычным предлогом. Пользователям атакованного ресурса рассылалось письмо, извещавшее о том, что, в связи с регистрацией неожиданно большого количества адресов, от каждого получателя требуется подтверждение того, что он является реальным человеком. Для этого надо в течение суток выслать в ответном письме следующую информацию: логин, пароль, возраст и страна проживания.
Страны — источники спама
В этом месяце в рейтинге стран — источников спама с заметным отрывом лидируют США: доля этой страны увеличилась по сравнению с первым полугодием на 15, 79% и составила 24,9%. Таким образом, в июле из США рассылалось практически четверть всего спама! В остальном состав лидирующей пятерки выглядит вполне традиционно. На втором месте Бразилия (8,5%), далее Китай (5,6%), Индия (5,5%) и Россия (4,9%). Сохранилась и тенденция, наметившаяся в первом полугодии 2009 года: западноевропейские страны в середине лета не набрали даже двух процентов, оказавшись в самом низу ТОП20. Их потеснили страны азиатского континента.
Тематический состав спама
Распределение тематик спама в Рунете в июле 2009
Пятерка лидирующих спам-тематик июля:
- Медикаменты; товары и услуги для здоровья — 25,3% (+4,2%)
- Реклама спамерских услуг — 15,4 % (+0,2%)
- Образование — 14,6% (+0,3%)
- Спам «для взрослых» — 10,5% (+4,2%)
- Реплики элитных товаров — 6,8% (+0,9%)
Отметим, что в июле спам-реклама, заказчиками которой являются представители малого бизнеса, составила всего около трети спама — 32,6%. Так, доля рубрики «Другие товары и услуги» в середине лета уменьшилась почти вдвое (-6,5%).
Рубрика «Медикаменты; товары и услуги для здоровья» продолжает лидировать. Русскоязычные спамеры перехватили инициативу у своих зарубежных коллег, сделав тему эпидемии свиного гриппа предлогом для рекламы различных лекарственных препаратов. Так одна из рассылок была посвящена средству для лечения суставов, но в качестве дополнительного бонуса указывалась и профилактика недавно выявленной болезни.
Доля саморекламы спамеров осталась практически на том же уровне. В июле заметно активизировались англоязычные предложения незапрошенных рассылок. Одна из фирм в качестве гарантии надежности своих услуг заявляла о том, что она пользуется услугами пакистанского провайдера.
Русскоязычные спамеры в своей саморекламе утверждают, что только она поможет выжить во время кризиса.
В сентябре выживет только сильнейший Упал оборот? Мало клиентов? ЭТО ТОЛЬКО НАЧАЛО!!! Только наша КАЧЕСТВЕННАЯ РЕКЛАМА поможет ВЫЖИТЬ В СЕНТЯБРЕ 2009г!!! За спрос не бьют Звоните |
Более чем на 4% увеличилось количество спама «для взрослых». В июле эта рубрика пополнилась русскоязычной рекламой сайтов знакомств. Однако большая часть составлявших ее рассылок рекламировала порно-сайты, за доступ к контенту которых необходимо было заплатить, отправив SMS на короткий номер.
Оригинальный спам
На протяжении месяца в почтовом трафике неоднократно встречались оригинальные письма, рассылаемые с помощью спамерских технологий. Это и предложение купить компактный самолет с автопилотом для проведения фотосъемок, и предложение приобрести медаль «За доблестный труд» для награждения своих сотрудников. Но самой оригинальной стала рассылка, в которой просили помощи в поиске украденного пальмового масла.
Украдена_партия_пальмового_масла!_Помогите_найти! Yвaжaeмыe koллeгu! Y нac ykpaлu 2Oт пaльмoвoгo мacлa в фacoвke пo 22O kг(cлuтku)kaждый cлuтok нa oтдeльнoм пaлeтe. Yкрaл вoдuтeль {ИМЯРЕК} нa фyрe сuнeгo цвeтa. Единственный способ продать его это только развозить по пекарням и то такой объем продать очень тяжело в Москве . Масло предназначалось для российского завода РОЛТОН в г.Серпухов и ввезено в Россию по спецзаказу из ИНДОНЕЗИИ для {КОМПАНИЯ} которая и обладает правом собственности на этот продукт . Eслu_вдрyг_кaкaя_лuбo_Кoмпaнuя_прeдлoжuт Вaм_этoт_прoдyкт_тo_прoсuм_пoзвoнuть пo_тeл__зa_вoзнaгрaждeнue! {КОНТАКТЫ } Колокол в церковь людей зовет, а сам никогда не бывает. После ширинки, да онучей утерся. |
Спамерские методы и трюки
В июле самым популярным приемом спамеров стали картинки из символов. Этот прием спамеры использовали в рассылках, рекламирующих реплики элитных товаров и медикаменты. Наименование предлагаемого продукта, а также адрес сайта, на котором его можно было приобрести, воссоздавались с помощью произвольно взятых букв, расположенных на определенном расстоянии друг от друга. Этот метод, получивший название «Мона Лиза», давно известен и является чуть ли не одной из первых попыток обойти антиспам-фильтры.
Еще одни прием — использование социальной сети для распространения рекламы. В середине лета реклама порноресурсов распространялась в сообщениях, рассылаемых от имени администрации социальной сети «Мой мир». Пользователь получал письмо-извещение о личном сообщении, оставленном на этом веб-ресурсе.
Пройдя по ссылке, получатель видел предложение пройти на сайт с контентом для лиц «старше 18». Необходимо отметить, что подобные извещения приходили даже тем, кто не был зарегистрирован на данном социальном ресурсе.
Заключение
Июль — середина лета, разгар отпусков. Большинство деловых сделок откладывается до осени. Именно поэтому и в области спамовых рассылок наблюдается некоторое затишье. Скорей всего, показательным для определения осенних тенденций окажется август, когда окончание сезона отпусков приведет к активизации спамерской деятельности.
Спам в июле 2009 года