Этим летом состоялось несколько мероприятий, перенесенных из-за пандемии с 2020 года. Некоторые из них заинтересовали детей, а другие прошли практически незамеченными. При этом ни зимой, ни летом дети не изменяют своим увлечениям, разве что во время летних каникул посвящают им больше времени. Как и всегда, летом 2021 года они проводили время за просмотром любимых YouTube-блогеров, за играми, мультфильмами и прослушиванием музыки. Изменилось лишь то, что конкретно они смотрели и слушали, во что играли. Именно про это мы и расскажем в нашей статье.
Как собирается статистика
Категоризация веб-сайтов
Наш продукт Kaspersky Safe Kids, входящий в состав домашних решений, сканирует содержимое веб-страницы, на которую пытается зайти ребенок. Если сайт относится к одной из четырнадцати нежелательных категорий, продукт посылает уведомление в Kaspersky Security Network. Никакие личные данные пользователя при этом не передаются, и конфиденциальность не нарушается. Также стоит отметить два важных момента:
- Каждый родитель сам решает, какой контент стоит блокировать, и соответствующим образом настраивает защитное решение. Однако анонимная статистика собирается по всем 14 категориям.
- Информация для этого отчета получена с компьютеров под управлением ОС Windows и macOS.
В данный момент в продукте Kaspersky Safe Kids веб-фильтрация происходит по следующим категориям:
- Программное обеспечение, аудио, видео
- Общение в сети
- Видеоигры
- Интернет-магазины, банки, платежные системы
- Новостные ресурсы
- Поиск работы
- Для взрослых
- Нецензурная лексика
- Оружие, взрывчатые вещества, пиротехника
- Религии, религиозные объединения
- Азартные игры, лотереи, тотализаторы
- Алкоголь, табак, наркотики
- Средства анонимного доступа
- Насилие
Фильтрация поисковых запросов
Поисковая активность детей лучше всего иллюстрирует их интересы. В Kaspersky Safe Kids есть возможность фильтрации запросов ребенка в пяти поисковых системах (Bing, Google, Mail.ru, Yahoo!, Yandex), а также на YouTube. Фильтрация происходит по шести потенциально опасным темам: «Для взрослых», «Алкоголь», «Наркотики», «Табак», «Расизм» и «Нецензурная лексика».
В данном отчете мы приводим статистику по поисковым запросам на платформе YouTube. За 100% мы приняли ТОР 1000 поисковых запросов, собранных с YouTube в период с июня по август 2021 года включительно. Ранжирование происходило по количеству случаев ввода того или иного запроса, без разделения по регионам и языкам. Популярность темы — доля относящихся к ней запросов.
Поисковые запросы, собранные с июня по август 2021 года, мы разбили на несколько тематических категорий:
- Образовательный контент
- Игрушки
- Спорт
- TikTok
- Мемы
- Хобби и творчество
- Тренды (популярные челленджи и т. д.)
- Gacha Life
- Фильмы, мультфильмы и ТВ-шоу
- Музыка
- Блогеры YouTube
- Видеоигры
- Разное
Контроль использования программ
Продукт Kaspersky Safe Kids предоставляет возможность контролировать и ограничивать время, проведенное в приложениях и программах на детских устройствах. В настоящем исследовании мы использовали анонимизированные данные о количестве часов, проведенных детьми в приложениях на устройствах под управлением операционной системы Android во всем мире.
Мы составили TOP 10 приложений, наиболее популярных в мире. За 100% мы взяли сумму проведенных в этих приложениях часов. Процентное распределение в TOP 10 зависит от количества часов, проведенных в каждом из приложений.
Картина мира
Этим летом дети использовали компьютеры под управлением Windows и macOS в большой степени для просмотра видео и прослушивания музыки. На категорию «ПО, аудио, видео» (44,92%) приходится почти половина всех переходов на сайты с настольных компьютеров. На втором месте категория «Общение в сети» (18,09%). Замыкает тройку лидеров категория «Интернет-магазины, банки, платежные системы» (16,04%). Интересно, что в недавней статье, где мы рассказывали про интересы детей в 2020 и 2021 годах, на третьем месте, с небольшим отрывом от онлайн-магазинов, располагалась категория «Видеоигры», которая летом опустилась на четвертое место (15,26%). Впрочем, рост популярности интернет-магазинов неудивителен, ведь за полтора года пандемии люди все больше стали отдавать предпочтение онлайн-, а не офлайн-шопингу. Детей эта тенденция также не обошла стороной.На пятом месте располагается категория «Новости» (3,54%). Говоря о ней, нельзя не упомянуть прошедшие этим летом Олимпиаду в Токио и чемпионат Европы по футболу. Мировые СМИ пристально следили за крупными спортивными событиями. Однако, вопреки ожиданиям, дети уделили им не больше внимания, чем любым другим новостям в течение года.
Android Apps
Дополнить картину интересов подрастающего поколения поможет TOP 10 приложений для Android, которыми дети всего мира наиболее активно пользовались летом.
Больше всего времени дети проводили в приложении YouTube (32,95% от общего количества часов, потраченных на TOP 10 приложений). На втором месте находится социальная сеть TikTok. Изначально она казалась временным явлением, однако ее востребованность только растет. Так, с ноября 2020 по апрель 2021 года она располагалась на третьем месте и отнимала у детей 14,96% времени. Сейчас же она уверенно занимает второе место и 19,34% от всех часов, проведенных детьми в TOP 10 приложений, и сильно обгоняет Instagram (5,15%), который становится все менее популярным среди детей. Тройку лидеров замыкает мессенджер WhatsApp (16,43%). А еще одна мобильная социальная сеть — Snapchat (2,24%) —находится на последнем, десятом месте.Почти одинаковое количество времени дети тратили на популярные мобильные игры, такие как Brawl Stars (6,47%) и Roblox (6,46%). При этом мобильная версия Minecraft находится на восьмом месте с 2,71%.
В браузере Google Chrome дети провели 5,91% времени, а за просмотром сериалов на Netflix — 2,34%.
Если сопоставить популярность приложения YouTube и сайтов категории «ПО, аудио, видео», к которой относится и youtube.com, можно сделать вывод, что сервис YouTube уверенно лидирует в борьбе за детское внимание. Поэтому, проанализировав анонимизированные данные о том, что дети искали на YouTube, мы поймем, что их действительно интересовало этим летом.
Поисковые запросы YouTube
На первом месте по частотности находятся запросы, касающиеся видеоигр (32,25%). Их мы подробно рассмотрим далее. На втором месте оказались обычные блогеры (18,43%), которые снимают разнообразный контент — от челленджей до лайфстайла. Самой популярной за лето стала SSSniperWolf: ее дети во всем мире искали чаще всего. На третьем месте располагаются запросы, касающиеся музыкальных исполнителей, клипов и треков (18,37%). Еще 12,88% приходится на запросы о фильмах, сериалах и мультфильмах. С игрой Gacha Life, про которую мы подробно писали в нашем годовом отчете, связано 5,35% запросов. А 3,62% касаются каких-либо трендов. Например, этим летом был популярен Body Switch Challenge, в котором разные люди на время меняются местами и играют роль друг друга.Видеоигры
Самыми частотными поисковыми запросами на YouTube оказались запросы, связанные с видеоиграми. Летом 2021 года на них пришлось 32,25% от TOP 1000 популярных среди детей всего мира запросов. Что же конкретно их интересовало?
В первую очередь дети искали каналы своих любимых игровых блогеров (44,29%). В число тех, кого они искали чаще всего, попали англоязычные летсплееры SSundee, MrBeast Gaming, немецкий Paluten и русскоязычный EdisonPts.На втором месте с долей 25,86% находятся запросы, касающиеся всего, что связано с игрой Minecraft. Самым популярным запросом в этой категории является собственно запрос «minecraft». Также англоязычные дети чаще всего искали Minecraft-летсплеера Dream, а русскоговорящие — блогера Compot.
Далее идут запросы, касающиеся таких популярных игр, как Fortnite (5,31%) и Brawl Stars (4,93%), которая в последний год особенно завоевала внимание детей, а также заслуженного фаворита детей — Roblox (4,55%).
Этим летом дети особое внимание уделяли ритм-игре Friday Night Funkin’ (2,61%), поэтому мы решили выделить ее в отдельный пункт. Суть игры в том, чтобы нажимать определенные клавиши в такт музыке. А вот ранее крайне популярная игра Among Us теряет свои позиции: на нее приходится всего лишь 1,01% (для сравнения: с ноября 2020 по апрель 2021 года ее искали в 3,80% случаев).
Скриншот из игры Friday Night Funkin’
Что касается игровых консолей, то в TOP 1000 популярных детских запросов попали две из них — Sony PlayStation и Nintendo Switch. При этом запросов, связанных с Nintendo (1,11%), оказалось больше, чем с PlayStation (0,16%).
Остальные запросы по игровой тематике касались игр, которые мы не видим смысла рассматривать по отдельности. Этим летом самыми популярными из них стали Just Dance, Five Nights at Freddy’s и Apex Legends.
Музыка
Дети традиционно интересуются и музыкальным контентом. Этим летом на него пришлось 18,37% от TOP 1000 популярных запросов на платформе YouTube. На музыкальные предпочтения детей, как и в целом в последнее время, повлиял TikTok: чаще всего они искали музыку, которая завирусилась именно благодаря этой социальной сети.
Самым популярным треком этого лета стала песня Astronaut In The Ocean исполнителя Masked Wolf. А самыми популярными исполнителями — Ariana Grande и Lil Nas X. Среди фаворитов русскоязычных детей уверенно лидирует Morgenshtern.
В этом году в самом конце мая наконец-то состоялся долгожданный музыкальный конкурс — Евровидение. В прошлом году мероприятие отменили из-за пандемии, но уже было понятно, что благодаря TikTok некоторые песни с этого конкурса станут вирусными. Так случилось, например, с треком группы Little Big, которая должна была представлять Россию. В этом году мы увидели, что Евровидение действительно привлекает детей и подростков. Так, победитель конкурса итальянская группа Måneskin летом стала одной из самых популярных среди детей и подростков во всем мире. На YouTube дети чаще всего искали треки этой группы Beggin’, I WANNA BE YOUR SLAVE и, конечно же, песню, победившую на Евровидении, — ZITTI E BUONI.
Фильмы, мультфильмы и ТВ-шоу
Помимо просмотра любимых блогеров и видеоклипов, дети прошедшим летом проводили время за просмотром мультфильмов и телешоу, а также искали трейлеры выходящих в прокат фильмов. К этой теме относится 12,88% поисковых запросов YouTube. Самым популярным контентом в этой категории являются мультфильмы (46,16%), среди них дети во всем мире чаще всего искали «Свинку Пеппу» и «Леди Баг и Супер-Кот».Помимо мультиков, дети проявляли интерес к разнообразным ТВ- и YouTube-шоу (26,65%), таким как Dance Moms и Inside Edition на английском языке или Ералаш и ЧБД (комедийное YouTube-шоу) на русском.
Аниме тоже не осталось без детского внимания этим летом — 20,20% запросов. Самым популярным аниме-сериалом среди детей до сих пор является «Наруто».
Наиболее ожидаемыми среди детей фильмами 2021 года, судя по количеству запросов, стали «Человек-паук: нет пути домой», релиз которого состоится в декабре 2021 года, и «Веном 2», на который можно будет сводить детей уже этой осенью.
Другое
Этим летом проходили чемпионат Европы по футболу UEFA EURO 2020 и Олимпийские игры в Токио, которые так же, как и Евровидение, перенесли с 2020-го на 2021 год из-за пандемии. Стоит отметить, что мы не увидели повышенного интереса детей к этим мероприятиям. На поисковые запросы на YouTube, касающиеся спортивной тематики, пришлось всего 0,88%, что лишь немногим выше, чем в период с ноября 2020 по апрель 2021 года, когда с этой темой было связано 0,68% запросов.
Несмотря на то что к теме игрушек относится всего лишь 0,82% запросов, абсолютным фаворитом этого лета среди детей всего мира стали игрушки-антистресс поп-ит и симпл-димпл. Про них выходили музыкальные треки, которые моментально становились вирусными в TikTok, а YouTube заполонили обзоры этих игрушек. Как несколько лет назад детей всего мира захватил спиннер (помните такой?), так этим летом они сходили с ума по поп-ит.
Вывод
Как мы заметили, дети не меняют свои привычки и интерес к определенным типам контента. При этом сам контент меняется. Игра Among Us постепенно уступает в популярности Friday Night Funkin’. На смену давно забытому спиннеру пришел поп-ит, а победители Евровидения сместили K-pop-группы BTS и BlackPink с пьедестала самых популярных среди детей групп. Но есть и темы, которые интересуют детей на протяжении многих лет: игры Minecraft и Roblox, певица Ariana Grande, видео на YouTube. Социальная сеть TikTok тоже не первый год остается в топе, и все больше времени дети проводят за просмотром коротких роликов именно на этой платформе.
Также это лето показало, что спорт интересует детей меньше, чем музыка. Олимпиада и Евро-2020 оказались гораздо менее привлекательными для подрастающего поколения, чем Евровидение.
Чтобы выстроить доверительные отношения с ребенком, важно быть в курсе того, что интересует его именно сегодня, дарить подходящие подарки и обсуждать волнующие его темы. В этом отчете мы привели анонимизированную статистику, позволяющую увидеть общую картину, однако вы можете использовать средства родительского контроля, чтобы узнать, что больше обрадует именно вашего ребенка — плюшевый персонаж из игры Among Us, поп-ит или, скажем, семейный просмотр Евровидения со сладостями и праздничным настроением.
Лето 2021: Friday Night Funkin’, Måneskin и поп-ит