
В преддверии рождественских и новогодних праздников многих из нас занимает вопрос, что же подарить близким и друзьям. И особенно хочется создать праздничное настроение детям. Чтобы по-настоящему обрадовать ребенка, нужно понимать, чем он интересуется: о каком наборе LEGO мечтает, какими супергероями на пижаме будет гордиться, на какой фильм стоит сходить, чтобы он получил самые незабываемые впечатления от праздников.
В этой статье мы рассмотрим онлайн-активность детей со всего мира за последние три месяца, чтобы понять, чем именно они увлечены сегодня и какой подарок им можно подарить на Рождество или Новый год.
Как собирается статистика
Категоризация веб-сайтов
Наш продукт Kaspersky Safe Kids, входящий в состав домашних решений, сканирует содержимое веб-страницы, на которую пытается зайти ребенок. Если сайт относится к одной из 14 категорий, продукт посылает уведомление в Kaspersky Security Network. Никакие личные данные пользователя при этом не передаются, и конфиденциальность не нарушается. Также стоит отметить два важных момента.
Каждый родитель сам решает, какой контент стоит блокировать, и соответствующим образом настраивает защитное решение. Однако анонимная статистика собирается по всем 14 категориям.
Информация для этого отчета получена с мобильных устройств под управлением Android и iOS.
В данный момент в продукте Kaspersky Safe Kids веб-фильтрация происходит по следующим категориям:
- Для взрослых
- Алкоголь, табак, наркотики
- Насилие
- Нецензурная лексика
- Оружие, взрывчатые вещества, пиротехника
- Поиск работы
- Средства анонимного доступа
- Программное обеспечение, аудио, видео
- Азартные игры, лотереи, тотализаторы
- Общение в сети
- Интернет-магазины, банки, платежные системы
- Видеоигры
- Религии, религиозные объединения
- Новостные ресурсы
Подробное описание категорий можно посмотреть на нашем сайте.
Фильтрация поисковых запросов
Поисковая активность детей лучше всего иллюстрирует их интересы. В Kaspersky Safe Kids есть возможность фильтрации запросов ребенка в пяти поисковых системах (Bing, Google, Mail.ru, Yahoo!, Yandex), а также на YouTube. Фильтрация происходит по шести потенциально опасным темам: «Для взрослых», «Алкоголь», «Наркотики», «Табак», «Расизм» и «Нецензурная лексика».
В данном отчете мы приводим статистику по поисковым запросам на платформе YouTube. За 100% мы приняли ТОР 1000 поисковых запросов, собранных с YouTube в период с сентября по ноябрь 2021 года включительно. Ранжирование происходило по количеству случаев ввода того или иного запроса, без разделения по регионам и языкам. Популярность темы — доля относящихся к ней запросов.
Поисковые запросы, собранные с сентября по ноябрь 2021 года, мы разбили на несколько тематических категорий:
- Видеоигры
- Музыка
- Блогеры YouTube
- Фильмы, мультфильмы и ТВ-шоу
- Gacha Life
- Мемы
- Хобби и творчество
- Игра в кальмара
- Аниме
- ASMR
- TikTok
- Игрушки
- Для взрослых
- Спорт
- Образовательный контент
- Разное
Контроль использования программ
Продукт Kaspersky Safe Kids предоставляет возможность контролировать и ограничивать время, проведенное в приложениях на детских устройствах. В настоящем исследовании мы использовали анонимизированные данные о количестве часов, проведенных детьми в приложениях на устройствах под управлением операционной системы Android во всем мире.
Мы составили TOP 10 приложений, наиболее популярных в мире. За 100% мы взяли сумму проведенных в этих приложениях часов. Процентное распределение в TOP 10 зависит от количества часов, проведенных в каждом из приложений.
Самые популярные приложения для Android
Последние несколько лет мы наблюдали тенденцию к смещению активности детей со стационарных компьютеров и ноутбуков на мобильные устройства. Сегодня большинство детей активно пользуются не только компьютерами, но и смартфонами и планшетами. И для того, чтобы наш подарочный прогноз был наиболее точным, стоит обратить внимание на то, в каких конкретно приложениях дети проводят больше всего времени, какие сайты открывают в мобильном браузере и какие видео их привлекают больше всего на YouTube.

TOP 10 самых популярных приложений для Android, сентябрь — ноябрь 2021 г. (скачать)
На серфинг в браузере Google Chrome (7,08%) дети потратили чуть больше времени, чем на игру в Roblox (6,82%), которая тем не менее опережает крайне популярную игру Brawl Stars (4,78%). Восьмое место (и третье среди социальных сетей) занимает Snapchat с 2,45%, а второй по популярности мессенджер — Viber (2,16%) — находится на девятой строчке. Последнее место в десятке самых используемых приложений досталось Netflix — 2,15%.

Распределение уведомлений Kaspersky Safe Kids для Android и iOS по категориям, сентябрь — ноябрь 2021 г. (скачать)

Распределение поисковых запросов детей на YouTube по тематическим категориям, сентябрь — ноябрь 2021 г. (скачать)
На первом месте по популярности находятся поисковые запросы игровой тематики (28,43%). На втором месте — поисковые запросы, связанные с музыкой (19,14%). На третьем месте — названия каналов и имена блогеров, которые снимают разнообразный контент и которых сложно отнести к какой-то одной тематике, — на них приходится 16,29% запросов. На четвертой строчке располагаются названия мультфильмов, фильмов и телешоу (12,07%), которые интересовали детей этой осенью. Игру Gacha Life и все, что с ней связано, дети искали в 5,36% случаев. На мемы пришлось 2,98% запросов, на каналы и видео с DIY-инструкциями — 2,55%. Кроме того, в этот раз мы решили выделить в отдельную категорию одно из самых ярких событий осени — корейский сериал «Игра в кальмара». Связанные с ним запросы составили 2,49% от всех популярных запросов этой осени.
Рассмотрим подробнее каждую из самых популярных тем поисковых запросов детей, чтобы составить представление об их увлечениях и предположить, что можно подарить им на рождественские и новогодние праздники в 2021 году.
Игры

Наиболее популярные запросы на YouTube, связанные с видеоиграми, сентябрь — ноябрь 2021 г. (скачать)
Genshin Impact — это игра в жанре фэнтези с открытым миром, который игрок исследует и попутно решает загадки. Игра оформлена в стиле аниме.
Poppy Playtime — это инди-хоррор на выживание, первая глава которого была выпущена в октябре 2021 года и практически сразу завоевала внимание детей. Один из наиболее ярких персонажей в игре — Huggy Wuggy, синий плюшевый монстр, про которого уже есть отдельные видео и множество мемов. Так что дети могут обрадоваться мягкой игрушке Huggy Wuggy. Помимо игрушки также есть версия поп-ит в форме этого персонажа.
Оставшиеся запросы игровой тематики (14,89%) касаются разных игр и игровых студий, которые по отдельности составляют лишь незначительную долю запросов. К их числу относятся, например, игры Star Stable, Just Dance и Clash Royale, а также разработчик детских игр Toca Boca.
Музыка
На втором месте по популярности среди поисковых запросов на YouTube находится музыка — 19,14%. Самыми популярными музыкантами этой осени стали, как и несколько последних лет, BTS, BlackPink, Моргенштерн, Инстасамка, Lil Nas X, Ariana Grande и Twice. Самыми популярными песнями — CKay — Love Nwantiti и два новых трека от одной из участниц BlackPink, LISA — ‘LALISA’ и ‘MONEY’. Хотя K-pop интересует детей уже довольно давно, он не становится менее популярным, а продолжает удерживать лидирующие позиции. Этим пользуются мировые звезды, записывающие совместные треки с корейскими исполнителями, чтобы привлечь максимальный трафик на YouTube, ведь именно дети уделяют много времени музыкальным видео и часто смотрят один и тот же клип много раз подряд. Так, этой осенью дети стали интересоваться группой Coldplay, которая раньше не попадала в зону их интересов. А все из-за совместного хита Coldplay X BTS — My Universe.
Помимо K-pop дети активно слушают исполнителей, получивших известность благодаря социальной сети TikTok, которая в последнее время стала одним из важнейших факторов, влияющих на музыкальную индустрию. Стоит какому-либо музыкальному треку завируситься в TikTok, как он автоматически становится хитом. Как и с корейскими звездами, с выходцами из TikTok активно сотрудничают другие исполнители, желающие завоевать внимание детей. Например, Басков выпускал совместные работы с одним из самых популярных тиктокеров страны Даней Милохиным.
Если выбирать подарок, опираясь на музыкальные предпочтения ребенка, то всегда можно, например, посмотреть его любимый клип и подарить ему похожую одежду или аксессуар из этого клипа. Не обязательно покупать именно конкретную вещь, достаточно вдохновиться общей стилистикой. Также можно купить новые качественные и модные наушники, чтобы он мог слушать музыку с объемным звучанием. Подписка на официальные музыкальные стриминговые сервисы тоже может обрадовать вашего ребенка. А купив билет на концерт его любимой группы, вы подарите ему яркие эмоции и хорошие воспоминания на всю жизнь, а это бесценно.
Кино, мультфильмы и ТВ-шоу

Распределение поисковых запросов детей в категории «Фильмы, мультфильмы и телешоу», сентябрь — ноябрь 2021 г. (скачать)
ТВ-шоу находятся на втором месте по частоте поиска: 35,33% от всех запросов на тему кино, мультиков и шоу. Этой осенью дети смотрели «Что было дальше», шестой сезон «Пацанок», «Hilf mir! Jung, pleite, verzweifelt», «Berlin — Tag und Nacht», корейскую драму «A Beauty of Revenge» и вечного «Mr Bean».
И, конечно же, не обошлось без сверхпопулярного корейского сериала «Игра в кальмара», который мы вынесли в отдельный пункт в силу его популярности. Весь интернет будто сошел с ума, пытаясь приготовить сладость дальгона и «освободить» центральную фигурку, а прилавки магазинов буквально наводнили плюшевые версии охранников в масках. Даже если вы не смотрели этот сериал, то наверняка сталкивались с его упоминаниями. А ребенок, не желающий отставать от трендов, скорее всего, обрадуется подарку, связанному с этим сериалом. Помимо банальной игрушки в виде охранника, можно подарить ему, например, классическую модель кед Vans Slip-On белого цвета. Даже после того, как популярность сериала спадет, светлые кеды останутся стильной деталью гардероба. Можно подобрать и развивающий подарок в стиле «Игры в кальмара». Так, игра в стеклянные шарики быстро научит ребенка понимать разницу в четных и нечетных цифрах.
На кино приходится всего лишь 8,29% запросов, но и разнообразия в них меньше, чем, например, среди мультфильмов. Чаще всего дети искали фильмы «Веном-2» и «Человек-паук: Нет пути домой». Отличный повод сходить в кино или устроить уютный домашний семейный просмотр фильмов из этой серии в канун Рождества.
Игрушки и окружающий мир: еще немного идей для подарков
Помимо очень популярных тем поисковых запросов, мы выделили не самые популярные, но такие, которые могут помочь с поиском подарка. Например, среди игрушек дети чаще всего искали LEGO и Барби — нужно только выбрать набор LEGO, который заинтересует именно вашего ребенка, и именно ту куклу, которая будет любимой. В рамках поисковых запросов на образовательную тематику дети интересовались миром животных и экспериментами в области химии и физики. В качестве подарка можно купить набор юного химика или устроить вечеринку с физическим шоу. А еще можно сводить ребенка в океанариум или зоопарк.
Вывод
Для того чтобы подобрать ребенку идеальный подарок, нужно иметь представление о его интересах. Помимо очевидных популярных вещей, которые захватывают внимание большинства детей, у каждого ребенка могут быть какие-то свои, индивидуальные интересы и хобби. Кроме того, чтобы подобрать тот самый подарок, нужно понимать не только сегодняшние тренды и увлечения ребенка, но и то, насколько они быстро устаревают. Еще вчера дети хотели игрушки по игре Among Us, а уже сегодня их можно отправлять пылиться на чердак, так как им на смену пришли Huggy Wuggy и охранники из «Игры в кальмара». Позавчера каждый ребенок хотел иметь спиннер или слайм, сегодня очень популярен поп-ит, а что будет завтра, остается только гадать. Так или иначе, стоит помнить, что подарок — это далеко не всегда что-то практичное и материальное. В первую очередь вы дарите эмоции.
Выбираем подарок ребенку: в тренде «Игра в кальмара» и Huggy Wuggy