- Доля спама в почтовом трафике по сравнению с маем увеличилась на 3% и составила в среднем 82,1%.
- Вредоносные файлы содержались в 0,38% электронных сообщений.
- Ссылки на фишинговые сайты находились в 1,45% всех электронных писем, что почти в два раза меньше майских показателей и приближается к апрельскому уровню фишинга в электронной почте.
- Спамеры воспользовались популярностью европейского чемпионата по футболу.
- Спамеры использовали страницы популярных сетевых ресурсов.
- Появился русскоязычный MP3-спам.
- В спамерских рассылках использовались адреса доменов с суффиксами ряда экономических групп.
Доля спама в почтовом трафике
Доля спама в почтовом трафике в июне 2008 года в среднем составила 82,1%. Самый низкий показатель был отмечен 5 июня — 71,6%, больше всего спама было зафиксировано 25 числа — 91,5%.
Оправдался прогноз, сделанный нами в прошлом месяце: впервые за несколько лет мы наблюдаем сезонное падение долевых показателей спама. С января по апрель спам составлял более 86% почтового трафика (в среднем за месяц). В мае доля спама составила 79,1% — на 7% меньше, чем в апреле. В июне, несмотря на незначительный рост относительного количества спама, тенденция к ослаблению спамерской активности сохранилась.
Почти вдвое по сравнению с маем уменьшилась доля электронных писем, содержащих ссылки на фишинговые сайты. Июньские показатели составили 1,45%, что приближается к апрельскому уровню фишинга в электронной почте.
Доля писем, содержащих вредоносные файлы, по сравнению с майскими показателями (0,08%) значительно возросла и составила 0,38% электронных сообщений.
Тематический состав спама
Пятерка лидирующих спам-тематик июня:
- «Медикаменты; товары и услуги для здоровья» — 25,8%
- «Образование» — 14,4%
- «Отдых и путешествия» — 10,8%
- «Реплики элитных товаров» — 9,4%
- Спам «для взрослых» — 5,2%
Письма с рекламой лекарственных препаратов продолжают возглавлять список лидирующих спам-тематик месяца. Как обычно, спамеры идут на любые ухищрения, чтобы заманить пользователя на сайты с виагрой. В июне в Интернете появились письма, якобы разосланные MSN. Пользователям сообщалось, что они подписаны на рассылки MSN и тут же предлагалось отписаться от нежелательных писем. Картинка, прилагавшаяся к письму, красноречиво намекала на то, что ждет тех, кто решил отписаться: по какой бы ссылке не прошел получатель, он попадал на сайт, специализирующийся на продаже медикаментов.
About this mailing: ©2008 Microsoft | Unsubscribe | More Newsletters | Privacy Microsoft Corporation, One Microsoft Way, Redmond, WA 98052 |
Спам, связанный с образованием, традиционно занимает в пятерке лидирующих тематик Рунета второе место, и июнь не стал исключением. Сезон отпусков способствовал популярности рубрики «Отдых и путешествия», которая поднялась с четвертого на третье место, потеснив рекламу дешевых копий престижных аксессуаров.
В июне доля спама «для взрослых» достигла 5,2%, и данная рубрика заняла пятую позицию в пятерке тематик-лидеров. Такие же долевые показатели рубрики наблюдались в январе текущего года, когда число рассылок «для взрослых» увеличилось в связи с новогодними каникулами. Июньский всплеск объясняется началом летних отпусков — многочисленные приглашения на сайты знакомств и страницы с фривольным содержанием рассчитаны на тех, кто значительную часть отпускного времени проводит за компьютером. И в январе, и в июне рост долевых показателей спама «для взрослых» был обеспечен, в основном, русскоязычными рассылками.
Горячая тема июня: Евро-2008
Спамеры не преминули воспользоваться популярностью чемпионата Европы по футболу, перипетии которого на протяжении трех недель волновали большую часть пользователей Интернета. Футбольные победы и поражения в ходе Евро-2008 использовались спамерами для рекламы товаров и услуг, не имеющих никакого отношения к футболу.
Ярким примером может служить предложение спамерских услуг со слоганом: «массовые рассылки, попадающие точно в цель!». Клиентам предлагались бонусы в том случае, если рассылка будет заказана до 26 июня (день матча между сборными России и Испании), и Россия одержит победу над Испанией.
Особенности месяца
Не остались без внимания спамеров и герои Евро-2008. Приведенное ниже спамовое письмо, имитирующее личное сообщение, на первый взгляд, не содержит в себе никакой рекламной информации. Однако ссылка в письме ведет на сайт, где продаются именные сертификаты на небесные светила. Предложения приобрести такие сертификаты встречались в спаме неоднократно, но в данном случае в рассылке использовалась популярность Гуса Хиддинка, тренера российской сборной по футболу.
Привет Серега да ты был прав они назвали звезду в честь Гуса Хиддинка! re5di {Site} глянь я нашел это сегодня в интернетеp |
А в последний день месяца пользователи могли видеть англоязычное спамовое письмо, с рекламой сайта, услугами которого якобы пользовались победители футбольного чемпионата. Ссылка вела на страницу с привычным ассортиментом дешевых медикаментов:
Save more time with our help! Euro 2008 champions were here! |
Спамерские методы и трюки
Использование популярных сетевых ресурсов для размещения рекламной информации
В начале июня прошла волна спама, в котором ссылки вели на livefilestore, сервер Miсrosoft для бессрочного хранения файлов. Взлом позволил спамерам задействовать множество страниц файлохранилища и использовать ссылки на них в письмах, что увеличивало вероятность прохождения спам-фильтров. При прохождении по указанной в письме ссылке начинал подгружаться зашифрованный JavaScript, который перенаправлял пользователя на сайт с рекламируемым товаром.
В качестве пространства для размещения информации был использован и Живой журнал. Ссылки в спамовых письмах вели на одну из его страниц, где располагалась реклама.
В обоих случаях нелегитимные рассылки рекламировали лекарственные препараты.
Quality throughout the world.. |
No doctor visits required to get your medicines |
Использование доменов экономических групп
В Сети существуют специальные домены, предназначенные для регистрации на них компаний, занимающихся определенным родом деятельности. Адреса таких доменов ранее никогда не встречались в спамерских письмах. В июне русскоязычные спамеры впервые использовали такие домены для размещения на них рекламной информации.
Так фирма, приглашавшая «вернуться в прошлое», использовала для размещения рекламы домен с суффиксом travel. А в качестве домена второго уровня в адресе стояло название известного интернет-ресурса, что должно было вселять в пользователя уверенность в высоком уровне предоставляемых услуг.
вернись в прошлое ============================== Петушкова Анастасия |
MP3-спам на русском языке
Осенью 2007 года впервые была опробована спам-рассылка рекламы в MP3-формате. В июне 2008 года этот прием решили опробовать русскоязычные спамеры. Текстовая часть письма у таких писем отсутствовала, но получатель мог узнать предназначенную для него информацию, прослушав прилагающийся к письму MP3-файл. Хотя реклама звучала довольно разборчиво, большой размер письма сделал этот прием не слишком продуктивным.
Продолжение экспериментов с графическим спамом
В спамовых письмах используются все новые и новые методы искажения текста на картинках. В приведенном ниже сообщении информационный текст преподносится в виде волнообразной строки — с расчетом на то, что это затруднит работу спам-фильтров.
Cюрпризы для начинающих фишеров
В середине месяца мы в очередной раз обнаружили ряд веб-серверов, распространяющих phishing kits — наборы «сделай сам» для неопытных или ленивых фишеров, позволяющие за считанные минуты организовать фишинговую атаку. Набор содержал поддельный веб-сайт, шаблоны писем и систему обработки данных, поступающих от жертв мошенников. Примечательно, что эти наборы, в отличие от большинства других, распространялись бесплатно. Нас не удивил тот факт, что в эти бесплатные киты была встроена «шпионская» компонента – украденные у пользователей данные отправлялись не только организаторам атаки, но и авторам кита. Кроме того, сайт, с которого можно было скачать phishing kit, был заражен вредоносной программой Net-Wotm.Win32.Nimda.
Заключение
По итогам первого летнего месяца можно предположить, что дальнейший рост доли спама в почтовом трафике летом будет незначительным. Однако рост доли писем с вредоносными вложениями настораживает и заставляет еще раз предупредить о недопустимости легкомысленного отношения к спаму. Отклик на чемпионат Европы по футболу еще раз показал, что спамеры готовы пойти на любые хитрости, чтобы привлечь внимание к своим рассылкам. А эксперименты с формой и содержанием рассылок свидетельствуют о том, что спамеры будут искать новые пути для обхода спам-фильтров, зачастую не считаясь с информативной стороной заказанной им рекламы.
Спам в июне 2008