Введение
Вопросы о спамерах, а также тех, кто пользуется их услугами, занимают первое место в хит-параде вопросов, периодически адресуемых экспертам по борьбе с непрошенными рассылками. Однако, если информационная прозрачность компаний, борющихся со спамом, как правило, очевидна, то параллельный спамерский мир окутан ореолом тайны и неизвестности (что, впрочем, неудивительно).
Поэтому, в преддверии вступления в силу 1 июля 2006 года новой редакции закона «О рекламе», в котором делаются первые для России попытки вывести спам за рамки правового поля, компании «Лаборатория Касперского» и «Subscribe.Ru» провели исследование заказчиков спам-рекламы.
В рамках данного исследования мы не стремились сорвать покров тайны с деятельности непосредственно спамеров, в одночасье оказавшихся вне закона. Напротив, мы попытались выяснить, кто является типичным российским заказчиком услуг спамеров, и повлияет ли на его портрет последняя инициатива российских законодателей. Также мы попытались получить некоторые оценки самих заказчиков спама относительно мотивации использования этого сомнительного рекламного канала и его эффективности.
Как отбирались компании-респонденты
На основе данных антиспам-подразделения «Лаборатории Касперского» был составлен список из 500 компаний, рекламируемых в спаме на момент подготовки исследования. Пропорции отбора будущих респондентов по сферам деятельности были выдержаны в соответствии с пропорциями различных тематических категорий спама в масштабах всего Рунета. Исходя из данных антиспам-лаборатории, большая доля заказчиков спама приходится на компании, работающие в сфере туризма и отдыха (14%), предоставляющие услуги по ремонту и переездам (9,3%) и занимающиеся полиграфией (7%). Были учтены и другие, менее распространенные категории.
Диаграмма 1. Сфера деятельности компаний-респондентов
Как проводился опрос
Далее, нашей целью являлось получение информации непосредственно из уст тех, кто заказал отобранные нами рассылки. Предполагая, что делиться подобными подробностями заказчики спама не захотят (что подтвердилось в дальнейшем), мы провели анонимный телефонный опрос, где в роли интервьюера выступал якобы «сотрудник небольшой компании», который тоже хотел заказать спамерскую рассылку и решил «посоветоваться с коллегами по рынку», прежде чем начать.
Все полученные данные были проанализированы социологическим департаментом информационного канала Subscribe.Ru.
Негативное влияние спам-кампаний на имидж компании-рекламодателя
Важным является тот факт, что около 60% (57,9%) заказчиков спама, услышав, что речь заходит не только об их товарах или услугах, но и проведенной ими рекламной спам-рассылке, уходили в глубокую оборону и яростно отрицали использование ими спам-рекламы. Этот факт показателен и свидетельствует о том, что компании, решившиеся на рекламу в спаме, совершенно четко осведомлены о негативной общественной оценке этого явления. Тем не менее – невзирая ни на что, они идут на это.
Многие респонденты упомянули новый закон «О рекламе», в частности, то, что официальное признание незаконности спама как средства рекламы повлияет на их отказ от использования спамерских услуг. Насколько искренними были эти высказывания, покажет время.
Статус заказчика спам-рекламы
Одним из вопросов, ответ на который мы пытались найти, был следующий: кто непосредственно принимает решение о проведении рассылки, кто контактирует со спамерами. По результатам телефонного опроса, более чем в 80% случаев исполнителями являются менеджеры по рекламе, однако в процессе заказа рассылок спама активное участие принимают и руководители компаний. Так, в 5,6% опрошенных компаний, они не только инициируют заказ, но и оформляют деловые отношения со спамерами. Это, конечно же, свидетельствует не о высокой важности спамерской рассылки для данных фирм, а об их небольшом размере – несколько человек (несколько десятков человек).
Диаграмма 2. Статус исполнителя
Стоимость спам-рассылок
Стоимость одной рассылки спама колеблется в пределах от 1000 до 45000 рублей. При этом 50% опрошенных заказчиков спама заявили, что они платят от 3001 до 6000 рублей за одну рассылку. Сумма, безусловно, незначительна для компании любого масштаба и совершенно несопоставима с любым другим легальным рекламным каналом.
График 1. Распределение по стоимости одной рассылки спама
Количество адресов в рассылках
Количество адресов в одной рассылке также сильно колеблется в зависимости от того, кто предоставляет услуги по распространению спама. Наименьшее названное количество – 100 адресов, наибольшее – 3700000. Из графика следует, что 32,5% заказчиков спама выбирают путь «максимального охвата»: рассылки свыше миллиона адресов, где совершенно не учитывается целевая аудитория рекламируемых товаров и услуг.
График 2. Распределение по количеству адресов в одной рассылке спама
Зависимость стоимости рассылок и количества адресов от географического расположения заказчика спама
В зависимости от географического расположения заказчиков спама, цены изменяются таким образом:
города | до 3000 рублей | 3001-6000 рублей | 6001-9000 рублей | 9001-15000 рублей | свыше 15000 рублей |
Москва | 29,4% | 58,8% | 5,9% | 0,0% | 5,9% |
Санкт-Петербург | 50,0% | 25,0% | 25,0% | 0,0% | 0,0% |
другие города | 0,0% | 0,0% | 0,0% | 0,0% | 100,0% |
В Москве большинство рассылок находится в ценовом диапазоне от 3001 до 6000 рублей, в Санкт-Петербурге – до 3000 рублей. В других же городах абсолютно все опрошенные заявили, что цена одной спамерской рассылки превышает 15000 рублей.
Количество адресов в одной спамерской рассылке в зависимости от географического расположения заказчика распределяется так:
до 1000 адресов | 1001-5000 | 5001-10000 | 10001-100000 | 100001-500000 | 500001-1000000 | свыше 1000000 | |
Москва | 0,0% | 11,1% | 22,2% | 22,2% | 0,0% | 3,7% | 40,7% |
Санкт-Петербург | 22,2% | 22,2% | 11,1% | 22,2% | 0,0% | 11,1% | 11,1% |
другие города | 25,0% | 0,0% | 25,0% | 25,0% | 0,0% | 0,0% | 25,0% |
Эффективность спам-рекламы
Обстоятельно за оценку эффективности никто из респондентов не брался (т.е. – фирмы заказывали спам не очень-то представляя, какой эффект он приносит им, и положительный ли это эффект вообще). В среднем, звучали приблизительные оценки уровня отклика в 0,01-0,05%. Многие говорили о том, что трудно выделить вклад спама при использовании нескольких рекламных каналов.
Заказчики спама, оценивая его эффективность, делились своими сомнениями в том, что оплачивая рассылку, скажем, на миллион адресов, они не знают, к скольким получателям она попадет в действительности. Кто-то рассказал о том, что первая попытка заказать спам стала последней для его фирмы – на телефоны колл-центра обрушился шквал звонков разгневанных получателей спама.
Цена финансового результата рассылки спама (по данным аналитической службы Subscribe.Ru) составила:
Media | Reach (охват) | CPM (за тыс.) | CTR (ср. отклик) | CPC (звонок) | Конверсия (в заказ) | Цена РФ (за заказ) |
Telemarketing | 1000 | $1200,00 | 7,00% | $17,14 | 7,00% | $244,88 |
Direct Mail | 1000 | $1000,00 | 15,00% | $6,67 | 15,00% | $44,44 |
ТВ | 1000 | $1,00 | 0,02% | $5,00 | 5,00% | $100,00 |
Пресса | 1000 | $40,00 | 0,09% | $44,44 | 15,00% | $296,30 |
Outdoor | 1000 | $15,00 | 0,05% | $30,00 | 40,00% | $75,00 |
RichMedia | 1000 | $15,00 | 1,00% | $1,50 | 2,00% | $75,00 |
Banner / HTML | 1000 | $7,00 | 0,20% | $3,50 | 3,00% | $116,67 |
E-Newsletter / E-Zine | 1000 | $30,00 | 7,00% | $0,43 | 4,00% | $10,71 |
Search Marketing | 1000 | $20,00 | 5,00% | $0,40 | 5,00% | $8,00 |
Spam | 1000 | $0,10 | 0,01% | $1,00 | 5,00% | $20,00 |
Opt-in | 1000 | $100,00 | 5,00% | $2,00 | 5,00% | $40,00 |
Выводы
Исследование позволило нам прийти к нескольким выводам:
- Заказчики спама отдают себе полный отчет в том, что, получив несколько обращений, они при этом навлекут на себя гнев остальных получателей рассылки (тысяч и миллионов людей). Компании, прибегающие к спаму, как правило, очень малы, что позволяет им считать, что такие понятия как репутация и положительный имидж – не для них.
- Стоимость спамерских рассылок очень мала. Однако никто из клиентов спамеров не может адекватно оценить эффект от проведения рассылок, в т.ч. возможный отрицательный эффект. Точно так же, заказчики спама не придают особого значении аудиториям, на которые направлены их рассылки. Спам заказывается по принципу – «если это так дешево, то почему бы и нет».
- Для некоторых фирм-респондентов формальный запрет спамерских рассылок явился причиной, по которой они прекратили заказывать спам. Это связано как с возможными юридическими рисками, так и с еще большим ущербом для репутации этих компаний. Однако оценить, действительно ли новый закон повлияет на ситуацию со спамом в Рунете, можно будет не ранее, чем через полгода с начала его вступления в силу.
Портрет заказчика спамерских услуг в России