Архив

На рассмотрение Госдумы РФ внесен законопроект о борьбе со спамом

Депутат Госдумы РФ Владимир Мединский, руководитель исполкома московской организации партии «Единая Россия», заявил о том, что внес в нижнюю палату парламента законопроект, ориентированный на борьбу с массовыми рекламными рассылками (спамом), осуществляемыми по интернету, а также с использованием средств автодозвона на факсы, мобильные и стационарные телефоны. (Полный текст законопроекта см. здесь.)

Законопроект подготовлен рабочей группой, возглавляемой Владимиром Мединским. В состав группы входят: президент фонда социальных инициатив и исследований Rambler Иван Засурский, эксперт Национальной коалиции против спама Александр Страх, директор Центра институционально-правовых исследований института экономических стратегий Кирилл Всеволожский и начальник отдела информационных технологий исполкома МГРО партии «Единая Россия» Вадим Сенькин.

Инициаторы проекта предлагают внести изменения в Федеральный закон от 1995 года «О рекламе», в Кодекс РФ об административных правонарушениях от 2002 года и в Уголовный кодекс РФ от 1996 года.

Поправками предлагается установить административную и уголовную ответственность за распространение рекламы путем массовой рассылки сообщения по сети Интернет, на мобильные телефоны, факсы. В качестве меры наказания предлагаются значительные штрафы, а в серьезных случаях с участием организованных групп либо должностных лиц — исправительные работы на срок от одного года до двух лет.

К ответственности предполагается привлекать заказчиков несанкционированных рассылок, если будет доказана их вина, и непосредственных исполнителей. Деятельность операторов связи по предоставлению услуг связи и управлению сетью, в соответствии с документом, не может быть признана деятельностью по распространению рекламы.

Как сообщает IT-daily, по мнению экспертов рабочей группы, информацию об исполнителях будет несложно получить у заказчиков — «для этого существуют проверенные методы у компетентных органов». Заказчиков будут выявлять по информационной части письма, которая в большинстве случаев носит рекламный характер и указывает на заинтересованные организации. В случае отказа сотрудничать со следственными органами заказчики рискуют попасть в список соучастников преступления.

Инициаторы проекта надеются, что спам станет вне закона в России уже в этом году. «Мы подошли к завершающему этапу борьбы со спамом», — считает Иван Засурский, заместитель генерального директора интернет-холдинга Rambler.

Антиспамовые законы приняты уже в ряде стран, включая США, Австралию, Японию, Южную Корею и Великобританию. Специальная директива о борьбе со спамом была принята в ЕС. Однако объемы спама в мире неуклонно растут: согласно результатам исследований MessageLabs, в мае доля спама достигла рекордных 76%. Специалисты отмечают единение вирусных и спамерских технологий. По результатам исследований, проведенных компанией Sandvine, 80% спама рассылается с «зомбированных» машин. Торговля IP-адресами зараженных машин становится серьезным криминальным бизнесом, в том числе и в России.

В США антиспамовый закон «Can-Spam Act» начал действовать в январе 2004 года, при этом за период, прошедший со времени вступления в силу закона, объем спама вырос на 10%. Специалисты критикуют «Can-Spam Act» за половинчатость и неэффективность и утверждают, что он, скорее, создает легальные рамки для спама, чем искореняет его.

Европейское законодательство жестче американского: если в США адресат должен потребовать прекратить посылать ему спам, то в ЕС для рассылки рекламных объявлений необходимо сначала получить разрешение адресата. Тем не менее, опрос IT-специалистов на конференции InfoSecurity, которая проходила в Лондоне в апреле, показал, что 38% из них не верят в успех антиспамерской директивы, принятой Евросоюзом. 40% опрошенных считают, что эффективным может быть закон, который в принципе запретит рассылку коммерческих предложений в почтовые ящики частных лиц. Одна из причин столь скептического отношения к возможности победить спам юридическими методами состоит в том, что большая часть спама приходит в страны Евросоюза извне.

По информации компании Ашманов и Партнеры доля спама в почтовом трафике Рунета в настоящее время составляет 75-80%. Доля русскоязычного спама в общем потоке несанкционированных рекламных писем — 40-45%. Кроме того, по результатам исследований Commtouch, опубликованным в апреле, Россия занимает пятое место в мире по наличию спамерских сайтов (1,5%).

По данным Фонда социальных инициатив и исследований Rambler, в России спам приводит к потерям компаний от 50 до 200 долларов в год в расчете на одного офисного сотрудника. По итогам 2003 года ущерб от массовой рассылки в России составил 200 млн. долларов.

Леонид Рейман, министр информационных технологий и связи РФ, сообщил, что число пользователей Интернета в России ежегодно возрастает на 35-40% и составляет на сегодняшний день 14 млн. человек, а к 2010 году достигнет 50 млн.

Специалисты корпорации Microsoft, которая, пожалуй, является самым активным борцом со спамом на юридическом поле, считают, что проблему спама можно решить только комплексно, сочетая технологические и юридические методы.

Источник: «Ашманов и Партнеры»

На рассмотрение Госдумы РФ внесен законопроект о борьбе со спамом

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

Отчеты

StripedFly: двуликий и незаметный

Разбираем фреймворк StripedFly для целевых атак, использовавший собственную версию эксплойта EternalBlue и успешно прикрывавшийся майнером.

Азиатские APT-группировки: тактики, техники и процедуры

Делимся с сообществом подходами, которые используют азиатские APT-группировки при взломе инфраструктуры, и подробной информацией о тактиках, техниках и процедурах (TTPs) злоумышленников, основанной на методологии MITRE ATT&CK.

Как поймать «Триангуляцию»

Эксперты «Лаборатории Касперского» смогли получить все этапы «Операции Триангуляция»: эксплойты нулевого дня для iOS, валидаторы, имплант TriangleDB и дополнительные модули.

Подпишитесь на еженедельную рассылку

Самая актуальная аналитика – в вашем почтовом ящике