Текст пресс-релиза опубликован в наших новостях, а здесь я хочу дать неформальные пояснения по наиболее часто задаваемым вопросам.
Зачем продали?
В России мы стали фактическими монополистами как поставщики серверного антиспам-фильтра — если считать Антиспам Касперского и Спамтест и не считать довольно распространённые «домашние средства» — списки запрещенных и бесплатный Спамассасин. Мы расставили наш движок практически всем крупным игрокам Рунета (кроме Яндекса и Рамблера), продали большинству крупных компаний (список клиентов см. в пресс-релизе).
Единственный отечественный конкурент — яндексовская Спамооборона пока по сути на рынок не вышла, западные фильтры не очень работают с русским спамом.
Рынок РФ и СНГ уже созрел для покупки наших антиспам-фильтров, проект стал приносить деньги, но тут волей-неволей мы подошли к точке принятия решения. Нам нужно было решить, строим ли мы из Спамтеста большой бизнес, а для этого нужно было выходить на западный рынок. А для этого, в свою очередь, нужны очень серьёзные вложения в маркетинг на Западе. В России же наши продавцы уже стали сталкиваться с продавцами ЛК, что было не очень правильно.
Со своей стороны, Лаборатории для снижения риска и более успешных продаж технологии (в ОЕМ) нужен был контроль над технологиями. Свой продукт продавать гораздо проще, особенно крупным компаниям, которые не любят включения в пакет поставки продуктов от третьих фирм.
Итак, ЛК нам сделала предложение, мы поторговались и продали проект. Решив тем самым, что не будем строить из Спамтеста большой бизнес, а будем начинать новые проекты.
А почём продали?
Не скажу.
Что теперь будет со Спамтестом? Не пропадёт ли технология и продукт?
Вообще очень многие слияния и поглощения заканчиваются плохо — а именно, развалом купленного актива. Это бывает от несходства корпоративных культур, от непонимания, что с купленным делать, из-за того, что начинавшие дело после покупки уходят из него и так далее.
Я думаю, это не наш случай. Мы и ЛК эту опасность понимаем и постараемся сделать всё возможное, чтобы Спамтест в ЛК укрепился и развился. Для этого из АиП в ЛК уходят 16 человек, из них 11 лингвистов, 4 разработчика и контент-менеджер. В том числе, руководитель проекта Кирилл Зоркий и начальник лингвистической лаборатории Анна Власова. Кто в командировку, кто насовсем. Они помогут наладить процесс поддержки базы, выпуск новых версий, техническую поддержку.
ЛК собирается укреплять антиспамерское направление, нанимать ещё людей, вкладывать деньги в развитие, создавать глобальную систему мониторинга трафика. Мы в АиП, со своей стороны, будем поддерживать Спамтест ещё несколько месяцев. Такие сильные люди, стоявшие у истоков Спамтеста, как Тутубалин, Пашко, Иванов, технологию не бросят. В частности, сейчас мы выпускаем версию 3.0 силами обеих компаний.
Что будет с клиентами Спамтеста и с бесплатным сервисом Spamtest.ru?
Всё будет по-прежнему. Все клиенты АиП будут поддерживаться нами, как и раньше, а после окончания срока лицензий мы перезаключим длоговор либо на ЛК, либо снова на нас (у нас остаётся статус дилера ЛК, так что мы можем продавать Антиспам Касперского/Спамтест сами).
Договора будут перезаключаться с сохранений всех старых условий для клиентов, в том числе скидок на продление подписки.
В любом случае всем существующим клиентам мы предложим осенью заменить Спамтест 2.1 и Антиспам Касперского на новую версию 3.0, которая сейчас выпускается. Она получит новый удобный пользовательский интерфейс администратора, значительно лучше фильтрует и работает быстрее в несколько раз.
У кого теперь покупать фильтры — у ЛК?
Можно у ЛК, а можно и у нас (если так проще протащить старый или новый договор через все инстанции). Как я сказал выше, мы теперь будем официальными дилерами ЛК по Антиспаму Касперского. Ценовая политика будет теперь единой.
А чем теперь будет заниматься компания АиП?
Мы уже занимаемся поисковыми машинами в нашей дочерней компании Поисковые технологии (см. наш первый проект — новостной поисковик Новотека) и контекстной рекламой. Нами сделана система контекстно-чувствительной рекламы, анализирующая текст веб-страницы и решающая, какую рекламу на ней показывать (сейчас эта технология используется под названием Автоконтекст в компании Бегун). Совсем недавно была сделана система геотаргетинга — определения географического положения российского пользователя, самая точная в России, по нашему мнению (также используется в Бегуне). Кроме того, сейчас довольно быстро растёт рынок поисковой оптимизации, где АиП — общепризнанный лидер. Там у нас много всяких задумок.
Таким образом, мы ушли с рынка информационной безопасности и, скорее всего, всецело посвятим себя технологиям интернет-маркетинга.
Мы продали Спамтест лаборатории Касперского