Для многих детей и подростков лето — это время отдыха от учебы, когда можно посвятить максимум времени своим увлечениям. Ежегодно мы выпускаем отчет об интересах детей, которые находят отражение в их интернет-активности. В этот раз мы выяснили, каким занятиям они отдают предпочтение в свободное от учебы время.
В продуктах «Лаборатории Касперского» за защиту детей от нежелательного контента отвечает модуль «Родительский контроль», а также отдельное мультиплатформенное решение Kaspersky Safe Kids. С их помощью мы собираем анонимизированную статистику о тех активностях ребенка в интернете, по которым предлагается фильтрация, и каждый год анализируем полученные данные, чтобы понять интересы детей и то, как они адаптируются в цифровом мире.
Как собирается статистика
Решения «Лаборатории Касперского» сканируют содержимое веб-страницы, на которую пытается зайти ребенок. Если сайт относится к одной из четырнадцати нежелательных категорий, модуль посылает уведомление в Kaspersky Security Network (никакие личные данные пользователя не передаются и приватность не нарушается). Тут стоит сразу отметить два важных момента:
- Каждый родитель сам решает, какой контент стоит блокировать, и соответствующим образом настраивает защитное решение. Однако анонимная статистика собирается по всем 14 категориям.
- Информация получена с компьютеров под управлением ОС Windows и macOS, мобильная статистика в данном отчете не представлена.
Категоризация веб-сайтов
В данный момент в продуктах, имеющих функции «родительского контроля», веб-фильтрация происходит по следующим категориям:
- Средства интернет-коммуникации (социальные сети, мессенджеры, чаты и форумы)
- Для взрослых
- Алкоголь, табак, наркотики
- Насилие
- Оружие, взрывчатые вещества, пиротехника
- Нецензурная лексика
- Азартные игры, лотереи, тотализаторы
- Компьютерные игры
- Электронная коммерция
- ПО, аудио, видео
- Переадресация HTTP-запросов
- Поиск работы
- Религия, религиозные объединения
- Новостные ресурсы
Фильтрация поисковых запросов
Поисковая активность детей лучше всего иллюстрирует их интересы. В Kaspersky Safe Kids есть возможность фильтрации запросов ребенка в пяти разных системах: Bing, Google, Mail.ru, Yahoo! и Yandex — по шести потенциально опасным темам: «Для взрослых», «Алкоголь», «Наркотики», «Табак», «Расизм» и «Нецензурная лексика».
Мы сгруппировали поисковые запросы по языковому признаку. При этом статистику по английскому языку мы считаем интернациональной в силу его распространенности. За 100% мы приняли все поисковые запросы на конкретном языке, поступающие от отдельных пользователей, учитывая повторы. Популярность темы — процент относящихся к ней запросов — рассчитывался как для каждого отдельного языка.
Поисковые запросы, поступившие к нам с июня по август 2018 года, мы разбили на несколько тематических категорий:
- Алкоголь, табак, наркотики
- Аниме
- Покупки
- Образование
- Компьютерные игры
- Кумиры
- Общение в сети
- Музыка
- Новости
- Порнография и эротика
- Спорт
- Видео
- Оружие
- Мемы
- Разное
Картина мира
Распределение уведомлений модуля «Родительский контроль» и продукта Safe Kids по 14 категориям, июнь 2018 — август 2018
По данным статистики посещения веб-сайтов с июня по середину августа 2018 года, летом дети отдают предпочтение видео и музыке в большей степени, чем общению в социальных сетях, как в среднем за год. Самые популярные сайты — YouTube и Facebook. Кроме этого, летом дети больше интересуются онлайн-покупками, а также чаще заходят на новостные порталы. Сайтам, посвященным компьютерным играм, дети уделяют мало внимания (но это не значит, что они стали меньше играть). Интересно, что на ресурсы, посвященные алкоголю, табаку, наркотикам и порнографии, дети с ПК практически перестали заходить.
Распределение поисковых запросов пользователей по тематическим категориям, июнь 2018 — август 2018
Что же касается активности подрастающего поколения в поисковых системах, то больше всего интереса дети проявляли к компьютерным играм (данные о том, что они ищут, мы получаем не только с ПК, но и с мобильных платформ, этим можно объяснить разницу в посещении сайтов игровой тематики с десктопов и поисковой активностью). На втором месте — видео, фильмы и сериалы. А вот на третьем располагаются порнография и эротика. Также, как показывает наша статистика, некоторые дети летом все же проявляют интерес и к учебе. Отдельно хотелось бы отметить возникший (но небольшой — всего 0,05%) интерес к оружию: дети искали «guns» и «оружие».
Программное обеспечение, аудио, видео
По данным статистики посещения веб-сайтов, полученной со стационарных компьютеров, на летних каникулах дети проводят больше времени, чем в целом за год, за просмотром видео на YouTube, в частности мы зафиксировали повышенный интерес к блогеру pewdiepie, что не удивительно, так как он является самым популярным англоязычным блогером на YouTube на данный момент. Также дети смотрели сериалы на Netflix и слушали музыку на Spotify, Soundcloud и в iTunes.
Дети помладше предпочитают мультфильмы про Губку Боба и посещают сайты каналов Nickelodeon, Cartoon Network и Disney channel. А вот подростки интересуются новинками кино и сериалов, например Deadpool 2 и Stranger Things.
Музыкальные пристрастия молодого поколения не изменились: дети продолжают слушать рэп. Этим летом был убит знаменитый рэпер xxxtentacion, и дети искали информацию о его смерти и слушали его музыку чаще, чем других исполнителей. Отметим, что в ноябре 2017 года скончался еще один известный молодой рэп-исполнитель — Lil Peep, что также вызвало повышенный интерес к его персоне и нашло отражение в нашем статистическом отчете за 2017–2018 год.
Общение в сети
Хотя по нашим статистическим данным и видно, что дети все реже заходят в социальные сети со стационарных компьютеров, количество посещений Facebook все еще позволяет категории Internet communication оставаться на втором месте. Помимо этой социальной сети, на ПК дети пользуются мессенджером Hangouts от Google, веб-версиями WhatsApp и Telegram. Не остаются без внимания и Tumblr с Twitter. В поисковиках дети чаще всего ищут «Facebook», «Instagram», «Twitter» и «Pinterest».
Онлайн-магазины и покупки
Помимо общения с друзьями онлайн и просмотра видео и сериалов, дети интересовались обновлением гардероба и мобильными устройствами. Предпочитаемые магазины — Ebay, Amazon, Aliexpress, ASOS и H&M, а самые популярные бренды — Nike, Adidas, Supreme, Gucci и Vans. Обувь и одежда этих производителей в почете у подрастающего поколения, в том числе из-за того, что рэп-исполнители, которых они слушают, воспевают эти бренды, а деятели искусства постоянно выпускают «коллабы» с ними. Например, Travis Scott x Nike или Pharrell Williams x Adidas.
Из гаджетов детей этим летом больше всего привлекают iPhone X и Samsung Galaxy, а меньше всего — Huawei и Xiaomi.
Новости
В последнее время многие новостные ресурсы стали активней освещать культурные события, запуская, например, такие разделы, как «Музыка» (bbc.co.uk/music), где можно узнать последние новости о музыкантах, посмотреть клипы и послушать последние релизы. Предположительно, именно это может быть привлекательным фактором для подростков, которые стали чаще посещать сайты BBC, CNN и Buzzfeed. Русскоговорящие подростки предпочитают читать новости на информационном портале Meduza.
Компьютерные игры
Этим летом дети во всем мире отдавали предпочтение Fortnite, которая отодвинула на второй план крайне популярную игру PUBG. Спросом по-прежнему пользуется продукция Activision/Blizzard. А вот Roblox и Minecraft стал вызывать чуть меньше интереса у юных геймеров.
Алкоголь, табак, наркотики
Летом дети и подростки практически не интересовались табаком, алкоголем и наркотиками. Это иллюстрируется малым процентом заходов на сайты и практически полным отсутствием поисковых запросов данной тематики. Единственное, что мы увидели — непопулярные запросы «alcohol» и «marlboro». На русском языке дети искали информацию по запросу «наркотики».
Порнография и эротика
По данным глобальной статистики, дети практически не заходили на порнографические сайты c ПК, но, судя по поисковым запросам, предположительно пытаются смотреть видео «для взрослых» с мобильных устройств. Так, помимо игр, музыки и модных брендов, дети искали «Sex», «Porn», «Pornhub», «Xvideos», «xnxx», «redtube», «youporn» и «hentai». Если родители активировали в Safe Kids категорию, запрещающую сайты этой тематики, то попытки детей посмотреть порно не увенчались успехом, так как «родительский контроль» блокировал для посещения эти сайты.
Спорт, мемы, VPN и многое другое
Этим летом дети вместе со всей планетой следили за FIFA 2018. Они искали информацию по запросам «world cup 2018», «fifa 18», «cristiano ronaldo», «messi», «neymar», «football», «чм 2018».
Не прошел незамеченным и Momo Challenge, который привлек всеобщее внимание в июле 2018 года, и все тренды YouTube были забиты видео от молодых блогеров, которые всячески троллили Момо. Интересно, что дети не «гуглили» ничего конкретного, и у нас в статистике был зафиксирован только поисковый запрос «momo» и «момо» (по-русски).
Всеобщая обеспокоенность темой приватности в интернете не обошла стороной и детей, которые искали поисковик DuckDuckgo и пытались выяснить, что такое VPN (до этого интерес к данной теме зафиксирован не был).
Что касается знаменитостей, к которым дети проявляют интерес, то, помимо неизменных Ким Кардашьян, Кайли Дженнер и Эммы Уотсон, список пополнили Дональд Трамп и Меган Маркл.
Вывод
Глядя на данные, которые мы собрали за лето, можно увидеть вполне ожидаемую картину поведения среднестатистических ребенка и подростка. С появлением свободного времени дети стали больше смотреть видео на YouTube и сериалы на Netflix. Чаще стали заходить в онлайн-магазины и искать информацию о новинках моды. Продолжили играть в компьютерные игры, следить за интересующими их новостями. Мимо них не прошли темы приватности и чемпионата мира по футболу. А попытки посмотреть порнографию участились, предположительно за счет того, что летом дети чаще остаются дома одни, пока родители работают.
Вся статистика, которую мы продемонстрировали в этой статье, хорошо отражает картину того, что интересовало современных детей и подростков во время летних каникул. Отметим, что, используя статистику вашего «Родительского контроля», можно узнать не просто общие показатели, но чем интересуется в Сети конкретный ребенок. Мы рекомендуем не игнорировать эти данные и использовать Safe Kids не только как инструмент для ограничения доступа к тому или иному контенту, но и в качестве проводника в мир интересов ребенка.
Мы знаем, что дети делали этим летом