По словам вездесущего Брайана Кребса, на хакерских форумах появилась реклама отпрыска ZeuS под названием Citadel, который позиционируется как SaaS-продукт. В обеспечение сопровождения и дальнейшего развития своего детища его авторы создали пользовательскую платформу, доступную через особый веб-портал.
Система Citadel CRM Store построена по принципу социальной сети, позволяя клиентам принимать непосредственное участие в процессе совершенствования продукта. Используя этот сервис, юзер может обратиться за помощью в службу техподдержки, сообщить о найденных багах, подать публичный или приватный запрос на добавочный модуль или доработку. Участники Citadel-сообщества имеют право решать голосованием судьбу новой идеи, участвовать в обсуждении предлагаемых инноваций, оценивать стоимость разработки и вносить предоплату для ускорения ее процесса. На сервисе будут публиковаться сообщения о статусе и времени, оставшемся до окончания разработки, предусмотрена также рассылка jabber-уведомлений об актуальных комментариях и новинках.
По утверждению авторов Citadel, за его основу они взяли последнюю версию ZeuS, избавившись от ряда недостатков. В частности, новая модификация обрела полноценную функцию перехвата идентификаторов, вводимых в веб-формы через браузер Google Chrome. Дополнительный компонент позволяет обновленному зловреду производить и передавать видеозапись всех действий жертвы, отображаемых на экране. В базовый комплект Citadel входят компоновщик бота и панель управления ботнетом, остальные модули поставляются за отдельную плату. Одна из таких опций позволяет подписаться на автоматические обновления, которые распространяются по jabber-каналам по мере появления свежих антивирусных сигнатур. Примечательно, что данный вариант ZeuS не жалует ПК с русской или украинской раскладкой клавиатуры; в этих случаях он просто деактивируется.
К сожалению, утечка исходников ZeuS, опубликованных в Сети весной прошлого года, ускорила процесс эволюции этого зловреда и умножения ботнетов, созданных на его основе. Теперь в арсенале злоумышленников появился коммерческий продукт с полноценной поддержкой, способный быстро совершенствоваться в согласии с потребительским спросом и при активном участии самих потребителей.
«Цитадель» для поклонников «Зевса»