После летнего затишья, количество спама в почтовом трафике традиционно возрастает. В первую очередь это связано с восстановлением деловой активности: сезон отпусков заканчивается, сотрудники возвращаются к работе, а школьники и студенты — к учебе. Малый и средний бизнес вновь заказывает спам-рассылки с рекламой своих и услуг, а рекламный и мошеннический спам, эксплуатирующий тему отдыха и путешествий, теряет свою актуальность.
В первый день осени нами была зафиксирована крупная спам-рассылка на китайском языке с рекламой онлайн-казино и других азартных игр. Письма рассылались с китайского сервиса QQ. Для обхода спам-фильтра спамеры использовали давно известный (но не теряющий своей популярности), прием замусоривания — спамеры вставляли в текст иероглифы, написанные мелким шрифтом:
Во вредоносном спаме в начале осени активно рассылался не теряющий популярности у злоумышленников шифровальщик Locky. Вредоносные файлы, содержащиеся в архивах .7z или доступные для скачивания по ссылке из письма, распространялись в поддельных уведомлениях о выставлении счетов от известных организаций, голосовых сообщениях, факсах и пр. Предположительно, наделавший шуму шифровальщик, распространяется с помощью ботнета Necurs, одного из крупнейших из используемых для рассылки спама.
Отметим, что по статистическим показателям сложно проследить увеличение доли спама осенью. Дело в том, что в период спада бизнес-активности уменьшается не только количество спамерских сообщений, но и легитимных писем, и доля спама остается практически неизменной. Только очень значительный спад количества мусорной почты может привести к заметному уменьшению ее доли в почтовом трафике.
На ковре из желтых писем…