Работает ли принятый в США два года назад антиспамовый закон — CAN-SPAM act? Торговая комиссия США (FTC) утверждает, что да. Те, кто защищает почтовые ящики пользователей от спама, говорят «нет».
В отчете FTC утверждается, что объемы спама в США несколько снизились в результате принятия антиспамового закона в 2003 году. FTC ссылается на результаты исследования компании MX Logic, согласно которым в первые восемь месяцев 2005 года спам составлял 67% писем — это на 9% ниже, чем в прошлом году.
Согласно отчету, в США большинство торговых и маркетинговых организаций следуют требованиям CAN-SPAM act и предоставляют пользователям возможность отписаться от рассылок, что снижает объемы незапрошенной корреспонденции.
Со своей стороны, пользователи стали относиться к спаму гораздо терпимее: по результатам исследований Pew Internet и American Life Project, число пользователей, которых раздражает спам, сократилось с 77% до 67%.
Более мягкое отношение пользователей к спаму обусловлено усилиями их ISP по фильтрации почтового мусора: в отчете говорится, что ISP могут эффективно блокировать или фильтровать подавляющее большинство спамовых писем.
Хотя FTC и признала, что спам по-прежнему остается проблемой, в целом тон отчета весьма оптимистичен: «учитывая, что исполнение требований антиспамового закона со стороны коммерческих структур и развитие технологии позволяют снижать объемы спама, можно полагать, что закон и технологии сообща помогут решить проблему спама».
Однако, IT-специалисты и представители ISP оценивают эффективность закона весьма скептически. По их мнению, несмотря на то, что было возбуждено 50 дел против 750 спамеров, спамеры, орудующие за пределами США, остаются для CAN-SPAM act недосягаемыми, поэтому искоренить все источники спама с помощью закона одной страны не удастся.
«Это хороший закон для тех, кто хочет его исполнять, но настоящая фундаментальная проблема состоит в собственно практике и в том, что людей, нарушивших закон, на самом деле трудно выследить», — сказал Джордан Риттер (Jordan Ritter), один из основателей компании Cloudmark.
По словам Риттера, не очевидно, что объемы спама снижаются. Ему вторит Эндрю Локхарт (Andrew Lochart), директор по маркетингу компании Postini: «Хороших новостей для отчета нет. В общем потоке электронных писем доля спама, фишинга, писем, содержащих вирусы, и атак по подбору адресов растет». По данным Postini, доля легитимной корреспонденции в настоящее время составляет около 12%.
Тем не менее, хорошая для американцев новость все же имеется: наличие в США антиспамового закона привело к тому, что некоторые спамеры предпочли держаться от него подальше и покинули страну. По данным компании Sophos, в течение первого полугодия 2005 года доля спама, рассылаемого из США, снизилась с 42% до 26%.
Возможно, кое-кто из американских спамеров угнездился в Росси — к сожалению, в нашей стране антиспамового закона до сих пор нет.
Законный вопрос