По оценке МВД России, в текущем году количество случаев интернет-мошенничества увеличилось вдвое по сравнению с январем-маем прошлого года.
Большинство жалоб, поступающих в Управление «К» в отношении сетевых афер, касаются недоставки оплаченного товара, который был заказан в интернет-магазине либо предложен участником социальной сети. С апреля заметно выросло число заявлений, поданных обманутыми автомобилистами: пришла пора менять зимнюю резину на летнюю, и злоумышленники устроили в Сети «сезонную распродажу».
Схема, по которой действуют российские интернет-мошенники, ничем не отличается от зарубежных аналогов. На электронный адрес заказчика высылается квитанция на полную предоплату и подтверждение отгрузки товара, который в итоге оказывается фикцией. По данным Управления «К», онлайн-ресурсы, практикующие такую «торговлю», существуют не более месяца, успевая принести ощутимый доход своим операторам.
Потенциальным жертвам сетевого мошенничества рекомендуется соблюдать нехитрые правила:
- прежде чем оставить заказ в интернет-магазине, поинтересуйтесь его репутацией, поищите на сайте контакты юрлица и банковские реквизиты;
- при обнаружении нескольких адресов магазина в поисковой выдаче убедитесь, что это не сайты-дублеры, различающиеся лишь парой букв в названии или номером банковского счета;
- воздержитесь от использования услуг, требующих 100%-ной предоплаты;
- если менеджер интернет-магазина не может детально охарактеризовать свой товар или отказывается от консультации, поищите другое предложение.
В России интернет-мошенничество карается в соответствии со статьей 159 УК РФ («Мошенничество). Максимальный срок наказания по этой статье ― 10 лет.
Управление «К»: в Рунете плодятся мошенники