Инфраструктура спам-рынка

На сегодняшний день рынок спама окончательно сложился, и роли на нем четко распределены. Сбор адресов пользователей, поиск клиентов и собственно рассылка производятся разными структурами, обслуживающими друг друга.

Рынок профессиональных спамерских услуг можно поделить на следующие части:

  • поставщики ПО, баз данных (электронных адресов), IP-адресов;
  • вирусописатели;
  • сами спамеры (рассыльщики);
  • рекламодатели.

Производители ПО

Это те, кто производит программное обеспечение для спамеров — программы для сбора адресов с сайтов и форумов (сетевые пауки), программы для быстрой массовой рассылки, программы для проверки существования и работоспособности адресов и т. д.

Программное обеспечение для спам-рассылки можно как купить (для установки на свой или арендованный сервер), так и арендовать. Найти в Сети предложения по покупке и аренде спамерского ПО совсем нетрудно — его авторы обычно не скрываются.

Собиратели баз адресов

Этот вид игроков обслуживает нужды спамеров и собирает для них почтовые адреса, которые объединяет в базы адресов. Для этого используется разнообразное программное обеспечение, которое ищет адреса в интернете, проверяет их работоспособность и помещает в базу. Применяются разнообразные методы — от кражи адресов у провайдера с помощью завербованных агентов до подбора адресов “на кончике пера” с помощью различных эвристических алгоритмов и так называемых словарных атак. Например, перебираются все простые имена типа anna@somedomain.com, bob@somedomain.com. Или, если известен адрес olga1981@any.com, можно проверить и olga1981@other.com.

Вирусописатели

Вирусописатели создают вредоносные программы с целью превращения компьютеров пользователей в машины для рассылки спама — так называемых зомби.

Важной частью спам-индустрии являются вирусописатели. Они создают вредоносные программы с целью превращения компьютеров пользователей в машины для рассылки спама — так называемых зомби. Пользователи при этом могут даже не догадываться, что их машины используются спамерами. Уже в 2004 году основная масса спама рассылалось не напрямую с почтовых серверов, а посредством зараженных пользовательских компьютеров, объединённых в зомби-сети.

Спамеры

Собственно спамеры — это те, кто рассылает спам. Если делить спамеров по степени подготовленности, можно выделить следующие уровни:

  • десятки крупных спамерских фирм;
  • сотни мелких фирм и отдельных профессионалов;
  • тысячи непрофессионалов (студентов, безработных).

Портрет типичного спамера — это технически грамотный, активный, беспринципный молодой человек.

Профессиональные службы рассылок

Это группы весьма квалифицированных людей, вооруженных совершенным программным обеспечением, которое умеет рассылать письма с огромной скоростью и использовать последние достижения спамерской мысли.

Самодеятельные спамеры

Здесь есть две категории — начинающие спамеры и нечаянные спамеры (“добросовестные”).

Начинающие спамеры. Такой спамер пытается организовать свой бизнес рассылки “на коленке”, пользуясь технически негодными средствами — покупается карточка провайдера, рассылка часто идет через модем или домашнюю выделенную линию. С рассылкой писем таким способом связано слишком много проблем (скорость рассылки очень низкая, база адресов устарела, провайдер может заметить и закрыть аккаунт…). Поэтому такие письма не составляют большой доли в спаме.

“Добросовестные спамеры”. Это чаще всего маркетинговые сотрудники обычных компаний, которые вдруг открыли для себя фантастические возможности рекламы электронной почты: пиши, кому хочешь, и рассылка практически ничего не стоит! Обычно адреса они берут просто с сайтов, честно указывают все свои координаты, настоящий обратный адрес и так далее.

Клиенты: кто платит спамерам?

Спам противоречит законодательству многих стран. Поэтому, прежде всего, он привлекает к себе предпринимателей, занимающихся преступной деятельностью. Огромным спросом электронный мусор пользуется у торговцев порнографией, поддельными лекарствами, нелегальным софтом. Охотно прибегают к спаму “строители” финансовых пирамид и другие мошенники. Безусловно, массовые рассылки — один из основных инструментов фишеров.

В последние годы становится все более активным спам, который предлагает обратить внимание на акции некоторых компании. За счет массовости рассылок спам-реклама может привести к росту курса акций. Очевидно, заказчиками такого спама являются те, кто играет на краткосрочных курсовых изменениях.

Ситуация в России несколько отличается от мировой. Здесь клиентами спамеров часто являются представители малого бизнеса (электроника, комплектующие, автомобили, юридические услуги, туризм, медицина, и т. п.).