3 мая исполняется 30 лет со дня осуществления первой нелегитимной рассылки по каналам электронной почты. С той поры явление, которое мы привыкли называть «спамом», претерпело множественные трансформации и разрослось в мультимиллиардную криминальную индустрию. Неизменной осталась лишь мотивация – и по сей день спамеров обуревает страстное желание любыми путями получить прибыль с минимальными трудовыми затратами.
Тридцать лет назад специалист по маркетингу компании DEC Гэри Туерк (Gary Thuerk) с домашнего компьютера вручную разослал рекламу новой модели ПК по 393 адресам пользователей американской правительственной сети Арпанет (Arpanet) – предшественника современного Интернета. Непрошеная коммерческая реклама вызвала мгновенную бурю негодования со стороны получателей, и администраторы Арпанет поспешили выразить недовольство руководству компании.
С развитием Интернета число желающих воспользоваться этим скоростным международным средством связи в коммерческих целях неуклонно увеличивалось, что создавало серьезные помехи деловому и частному общению и даже причиняло убытки. Интернет-сообщество было вынуждено обороняться от назойливого «мусора» с помощью технических средств и законодательных мер.
По экспертной оценке, в настоящее время уровень спама в почтовом трафике достиг 80-90%. Пытаясь преодолеть разнообразные защитные заслоны, нелегитимная корреспонденция атакует почтовые серверы с ошеломляющей производительностью – 120 миллиардов сообщений в сутки. Тем не менее, прогнозы маркетинговой компании Radicati Group позволяют с оптимизмом уповать на технический прогресс антиспам-инструментария. По оценкам Radicati, в текущем году объемы спама в среднем будут составлять 78% глобального почтового трафика, однако в почтовых ящиках пользователей осядет только 56% от общего объема спама.
Количество активных почтовых аккаунтов в Сети к концу текущего года достигнет 2 миллиардов, а в 2012 году будет составлять 2,7 миллиарда. Уровень спама в Интернете к этому времени повысится до 83%, но уже к 2011 году, благодаря совершенствованию эффективности систем фильтрации почты, количество доставляемого пользователям «мусора» уменьшится до 53% спам-трафика.
Однако спам недешево обходится участникам «всемирной паутины». Помимо затрат на приобретение, установку и обслуживание защитных средств, пользователи вынуждены покрывать дополнительные расходы, связанные с перегрузкой почтового трафика, сбоями серверов и потерей производительности. По оценке компании Ferris Research в текущем году глобальная сумма убытков от спама составит около 140 миллиардов долларов, а в США – 42 миллиарда, тогда как в прошлом году эти показатели были значительно ниже – 100 и 35 миллиардов долларов соответственно.
Источник: NewScientist
Спаму 30 лет