Особенности месяца
- Доля спама в Рунете остается неизменной: 70-80% от всей почты.
- «Финансовый спам» (продвижение акций) резко пошел на убыль. За март его доля сократилась вдвое.
- Спам тематики «Недвижимость» — специфика Рунета.
- Доля спама с графическими вложениями демонстрирует тенденцию к небольшому снижению.
Доля спама в почте
Мартовское распределение доли спама соответствует ожиданиям экспертов: доля спама продолжала оставаться стабильной и составляла от 70 до 80% общего объема почты в Рунете. Такая стабильность характерна не только для Рунета, но для Интернета в целом, хотя часть западных экспертов отмечает в марте рост доли спама, превысившей, по их данным, показатель в 85% от общего объема почты.
Максимальное значение доли спама в Рунете в марте составило 83,7% от всей почты и было зафиксировано 17 марта. Минимальное значение доли спама в Рунете – 72% от всей почты — пришлось на 8 марта (очевидно, спамеры решили, что мало кто будет читать почту в праздничный день).
Тематический состав спама
В марте состав тематических лидеров спама выглядит следующим образом:
- «Образование» (18,6%).
- «Медикаменты; товары и услуги для здоровья» (16%)
- Компьютеры и Интернет (8,5)
- Личные финансы, Компьютерное мошенничество, Услуги по электронной рекламе (6,9%, 6,4% и 6,3% соответственно).
В этом месяце наиболее серьезные изменения претерпела тематика «Личные финансы». Напомним, что последние полгода основную массу спама этой тематики составляли «картинки» (спам с графическими вложениями), продвигающие те или иные акции. В марте 2007 доля такого спама сократилась вдвое. Это сокращение обусловлено воздействием нескольких факторов:
- очевидно, произошло насыщение спроса, т.е. даже излишне доверчивые пользователи потеряли интерес к этому виду спама и перестали реагировать на него;
- спам-фильтры разных производителей научились распознавать «финансовый спам»;
- официальные органы Канады и США в начале года выразили обеспокоенность «финансовым спамом» и пообещали защитить инвесторов от этой угрозы, что, несомненно, создает некоторый риск для спамеров.
Безусловный лидер последнего месяца по агрессивности и массовости рассылок — это реклама дешевых медикаментов (виагра, циалис и т.п.), в которой используются те же графические технологии, что и в «финансовом спаме».
Активизация предложений по недвижимости в спаме Рунета
В начале марта в Рунете произошел взрывной рост доли спама тематики «Недвижимость», куда входят как предложения риэлтерских услуг, так и объявления о продаже/аренде квартир, домов, складов, земельных участков и т.п. Напомним, что данная тематическая категория является спецификой Рунета, и письма, относящиеся к ней, в подавляющем большинстве русскоязычные.
В первые 10 дней месяца доля такого спама резко выросла со стабильных 2-3% до 7% от общего объема «мусорной» почты, но потом вновь упала до стандартных значений.
Трудно сказать, чем объясняется рост доли спама данной тематической категории в начале марта (вполне возможно, что удачной рекламной кампанией спамеров, предлагающих свои услуги). Однако, независимо от причин этого всплеска, интересен сам факт: недвижимость как тематика спама имеет стабильную долю в почте Рунета. Это свидетельствует о том, что часть людей, работающих в сфере недвижимости, готовы расценивать спам как инструмент бизнеса.
Ниже приведен пример спама данной тематики:
МОСКВА КУПИТЬ/ПРОДАТЬ тел. ххх-ххх, ххх-хххх, ххх-хххх Срочно продается 1-я квартира м. Павелецкая ул. Татарская д.7, 3/5 П . кух.6 к.20 , с/у сов., бал.застеклен, кв. в хор.состоянии, СВОБОДНА , ВОЗМОЖНА ИПОТЕКА. Цена 185000 у.е |
Графический спам
Доля спама с графическими вложениями с начала года демонстрирует тенденцию к небольшому снижению. В январе она составляла 33% от всего спама, в феврале – 27%, а в марте снизилась до 25,7%. Отчасти это снижение связано с сокращением количества и доли финансового спама. С другой стороны, спамеры продолжают активно использовать графику в рекламе дешевых лекарств, софта и дипломов, поэтому резкого падения доли спама в «картинках» в ближайшее время не ожидается.
Спам в марте 2007