Особенности месяца
- Доля спама вплотную приблизилась к 80%.
- Почти треть всего спама – реклама виагры и других медикаментов (28,2% от всего спама).
- Спам с pdf-вложениями сменяется спамом с вложенными zip-архивами.
- Становится все меньше «традиционного» графического спама (в форматах gif, jpeg и т.п.). В июле его доля составила всего 16,9%.
Доля спама в почте
В июле доля спама вплотную приблизилась к 80% от общего объема почты. Самая низкая отметка была зафиксирована 10 июля и составила 74,3%, пик спама пришелся на 17 июля и составил 81%.
Если сравнить с прошлым, 2006 годом, то июль тогда также оказался насыщен спамом – чуть более 80%. Тем самым незначительное, но все же явное повышение доли спама в середине лета наблюдается уже второй год. Пока сложно назвать это закономерностью – два года не такой большой срок, — но сам по себе факт интересный, особенно на фоне традиционного сезонного понижения спроса на рекламные услуги в сфере товаров широкого потребления.
Тематический состав спама
Лидирующие спамерские тематики в июле 2007:
- «Медикаменты; товары и услуги для здоровья» – 28,2%
- «Компьютеры и Интернет» — 10,4%
- «Услуги по электронной рекламе» – 8,4%
- «Компьютерное мошенничество» – 7,6%
- «Отдых и путешествия» – 7,2%
В июле спамеры по-прежнему делали ставку на «медицинскую» тематику, которая в сравнении с июнем набрала еще 6,3%. Помимо традиционной виагры особой массовостью отличились русскоязычные рассылки, рекламирующие массажные очки для восстановления зрения и некое «тибетское» средство для усиления потенции. С некоторой натяжкой сюда же можно отнести рекламу фитнес-клубов с обещаниями хороших летних скидок.
Зато спам тематики «Образование» (занимавший в июне второе место в тематическом распределении спама с показателем 13,2%) в этом месяце сократился почти вдвое и составил всего 6,8%, покинув пятерку лидирующих тематик.
В июле вновь возросла доля спама, посвященного рекламе услуг самих спамеров (+2,5% по сравнению с июнем) – спамеры ищут клиентов.
По-прежнему на высоком уровне удерживается спам тематики «Другие товары и услуги». В июле это были услуги магов и гадалок, предложения по оформлению виз в разные страны и приглашений для иностранцев, массовые рассылки, посвященные анти-жучкам, камерам слежения и другое.
Спамерские методы и трюки
«Приманка» для пользователей
Спамеры активно реагируют на события, происходящие в мире, и используют упоминания таких событий как «приманку» для любопытных пользователей электронной почты. Увидев в теме или теле письма ссылку на «горячую» новость, пользователь может заинтересоваться спамом. В любом случае, это шанс, что спам не будет удален сразу же.
5 июля россияне узнали, что город Сочи был выбран в качестве столицы зимней Олимпиады 2014. А уже 7 июля прошла спам-рассылка, обыгрывающая эту новость:
В течение июля спамеры также предлагали футболки с олимпийской символикой и скидки на занятия в тренажерных залах под лозунгом «подготовься к Олимпиаде».
Спам во вложениях
За прошедший месяц спамеры попытались освоить новые приемы обхода фильтров и доставки спама пользователям.
Спам в pdf, похоже, исчерпал свои ресурсы. После первоначального всплеска, когда доля такого спама составляла до 10% от всего спама, количество сообщений с pdf-вложениями резко пошло на убыль и на конец июля составило всего 0,1 – 1%. Но распространители инвестиционного спама продолжили эксперименты в том же направлении – использовали вложения в спамовые письма.
Появилась новая форма распространения инвестиционного спама, уже не в pdf –вложениях, а в архивах формата zip. Примечательно, что, рассылая архивы, спамеры добавили в текст сообщения предупреждение о возможной вирусной опасности, таящейся в архивированных вложениях от незнакомых отправителей, и о необходимости сканировать входящую почту и вложения антивирусными программами. В данном случае спамеры ничем не рисковали, т.к. в архивах был спам, а не вредоносное ПО — антивирус сочтет вложение безвредным. Зато пользователи будут более доверчивы по отношению к отправителю, который заботится о безопасности почты получателя.
Спам во вложениях «отъел» еще часть у спама в традиционных графических форматах (gif, jpeg и т.п.). Доля традиционного графического спама в июле понизилась до 16,9% (в июне такой спам составлял 18,2% всего спама).
Спам в июле 2007