Объем и тематические особенности спама
Доля спама в почтовом трафике Рунета за прошедшую неделю составила в среднем 84,7%.
Тематическое распределение спама на прошедшей неделе, как и на предыдущей, продемонстрировало значительную стабильность. Максимальные изменения не вышли за пределы 2,5% — именно на столько увеличилось относительное количество спама рубрики «Отдых и путешествия». Показатель тематики «Другие товары и услуги» вырос на 1,9%, изменения долей остальных рубрик в общем потоке спама не превысили 2%.
В тематике нелегитимных рассылок снова начинают прослеживаться сезонные изменения. На сей раз они, как и ожидалось, касаются праздников конца зимы-начала весны. День святого Валентина, 23 февраля и 8 Марта — неизменные источники дохода спамеров, как и предыдущая череда праздников — Новый год, Рождество и Старый Новый год.
Сейчас любой рекламируемый спамерами товар из идеального новогоднего подарка превращается в идеальный презент для любимого/любимой или коллеги противоположного пола, туристические компании в едином порыве предлагают лучшие способы отдохнуть на предстоящих праздниках, а производители полиграфической продукции в очередной раз удивляют изобретательностью в плане создания совершенно необходимых корпоративных сувениров. Любопытно, что в последнее время одним из самых распространенных в спамовой рекламе видов корпоративного подарка стали тапочки с вышивкой логотипа компании.
На прошедшей неделе были зафиксированы в том числе две оригинальные рассылки, связанные с предстоящими праздниками. Первая из них предлагала к Восьмому марта широкий ассортимент букетов с доставкой. Во второй спамеры, не страдающие излишней скромностью, просили пользователей поздравить их валентинками, отправленными через специальный онлайн-сервис.
Нельзя не отметить прошедшую малотиражную рассылку на религиозную тематику, заставившую спам-аналитиков задуматься о природе ее происхождения. В письмах под заголовком «Жив Господь» некий человек, «познавший Бога», призывает всех приблизиться к нему и так же познать его, а в качестве доказательства любви к Богу предлагает предоставить электронные адреса будущих получателей данной рассылки. Послание весьма напоминает «цепочечное», с той разницей, что миссию дальнейшего его распространения возлагает на себя сам отправитель. Спам-аналитики «Лаборатории Касперского» установили, что адрес отправителя является валидным, а адреса получателей в количестве около 500 проставлены в поле «To» («Кому») полным списком. К тому же, подавляющее большинство из них являются не корпоративными (потенциально собранными роботами на различных сайтах), а частными, принадлежащими бесплатным почтовым службам (Mail.ru, Rambler, Hotmail и т.д.). Отсутствовал и один из излюбленных спамерских приемов для обхода спам-фильтров — комбинирование вариантов одного и того же текста. Все это дало основания полагать, что воззвание отправлено вручную (возможно, на уже собранные при помощи аналогичных рассылок адреса), человеком действительно верующим и решившим найти единомышленников при помощи современных информационных технологий. Однако также можно предположить, что это — оригинальный спамерский способ сбора адресов для последующих рассылок. Такой способ, разумеется, вряд ли гарантирует создание многомиллионной «спам-базы», но зато не требует усилий по верификации (проверке подлинности) адресов.
Также на прошедшей неделе был зафиксирован всплеск мошеннических писем, маскирующихся под официальные сообщения от интернет-сервисов. Три примера приведены ниже. Одно из посланий имитирует сообщение о подписке на рассылку, другое — о присоединении к группе Google, третье — извещение от службы поддержки Mail.ru о попытке взлома почтового ящика (подобный случай мы уже отмечали в декабре 2007 года). Целью всех писем такого рода является либо попытка отъема денег у доверчивых пользователей (предложения отправить sms-сообщение на указанный «бесплатный» номер), либо стремление заманить их на веб-страницу, содержащую рекламную информацию. В любом случае, специалисты «Лаборатории Касперского» призывают всех пользователей электронной почты проявлять бдительность и не поддаваться на провокации мошенников.
Популярные тематики
No | Тематика | Описание | Доля тематики | Изменения за неделю |
1 | Медикаменты; товары/услуги для здоровья | Предложения приобрести лекарственные препараты, БАДы и т.п. в online. Предложения медицинских и оздоровительных услуг, а также сопутствующих товаров. | 29,6% | -0,5% |
2 | Другие товары и услуги | Предложения других товаров и услуг | 20,7% | +1,9% |
3 | Образование | Реклама семинаров, тренингов, курсов | 14,9% | +0,5% |
4 | Отдых и путешествия | Предложения туристических поездок, а также организации и проведения различных развлекательных мероприятий. | 8,3% | +2,5% |
5 | Спам «Для взрослых» | Предложения скачать/получить/ознакомиться с контентом «для взрослых». Знакомства и т.п. | 7,0% | -0,7% |
6 | Юридические услуги и аудит | Предложения юридических услуг | 4,2% | Без изменений |
7 | Услуги по электронной рекламе | Предложения организовать спамерскую рассылку, программы для рассылок, базы электронных адресов и т.п. | 4,1% | -1,1% |
8 | Компьютеры и Интернет | Предложения приобрести ПО, компьютерную технику, расходные материалы; также предложения для владельцев сайтов (хостинг, обмен баннерами и т.п.) | 3,5% | -1,4% |
9 | Остальной спам | 2,6% | +0,2% | |
10 | Недвижимость | Предложения сдать/снять недвижимость, строительство, риелторские услуги и пр. | 2,3% | +0,6% |
11 | Полиграфия | Визитки, календари, печать, услуги типографии и пр. | Менее 2% | +0,3% |
12 | Личные финансы | Предложения по страхованию, уменьшению кредитной задолженности, выгодным условиям займов и т.п. В подавляющем большинстве англоязычные письма. | Менее 2% | -0,6% |
13 | Компьютерное мошенничество | Фишинг, «нигерийские» письма, поддельные извещения о выигрыше в лотерею и пр. попытки мошенничества | Менее 2% | -1,8% |
Самый массовый спам
REKOMENDYEM !!! Ваш логотип на подарках
Оригинальные корпоративные подарки. |
Самый оригинальный спам
Для будущих родителей!
Ждете ребенка? Мечтаете о смышленом и развитом малыше? Тогда начните развивать его одаренность с 4-5 месяца беременности с помощью уникального устройства {Название устройства} (США). Вы сможете слушать, изучать и развивать своего малыша. Вы услышите, как бьётся его сердце, как он питается, икает, огорочается и много других самых удивительных и дорогих Вам звуков, которые можно сохранить на память, записав их на компьютер. Подарите себе радость общения с малышом его его рождения! Тел. {tel} |
Список подписок на сервере {site}
Это отправляемое раз в месяц сообщение содержит информацию о Вашей подписке на списки рассылки, расположенном на машине {site}. |
Группа Google
Мы получили запрос для данного адреса электронной почты на присоединение к группе |
Спам-статистика за период 28 января — 3 февраля 2008