1 июля 2006 года в России вступила в силу новая редакция закона «О рекламе» РФ, которая требует распространение рекламы «по сетям электросвязи» только при наличии предварительного согласия получателя. Эксперты считают, что закон не повлиял на ситуацию со спамом в России.
Доля спама в Рунете несколько снизилась сразу после вступления в силу закона «О рекламе» (возможно, заказчики спама выжидали первых результатов вступления в силу поправок к закону), но уже в ноябре она начала расти, и с конца ноября 2006 года спам составляет около 80% почтового трафика.
По словам Анны Власовой, начальника группы спам-аналитиков «Лаборатории Касперского», причина неэффективности закона коренится в отсутствии в обновленном законодательстве реальных инструментов для его исполнения. Также нет ясности, кто и как должен предоставлять пользователю оперативную информацию по той или иной спам-рассылке, чтобы у него были документальные доказательства для обращения к судебным органам.
Проблема еще и в том, что, в отличие от западных стран, спам-реклама в России многими рекламодателями до сих пор не воспринимается как маргинальный вид рекламы. К услугам спамеров прибегают даже некоторые российские юристы: уже после принятия новой редакции закона в Рунете набрал силу русскоязычный спам с предложениями юридических услуг и аудита — доля такого спама в последние три месяца 2006 года составила в среднем 4% от всего спама, а в январе 2007 – около 2%.
Лидирующие позиции в русскоязычном спаме занимают следующие тематические группы:
- Образование
- Отдых и путешествия
- Услуги по электронной рекламе (самореклама спамеров)
- Юридические услуги и аудит
- Недвижимость
«Рекламодатели, которые обращаются к услугам спамеров, должны отдавать себе отчет в том, что они используют противозаконные средства рекламы», — подчеркнула Анна Власова.
Эффективные законы против спама – необходимая составляющая борьбы со спамом. Однако специалисты подчеркивают, что наличие в одной стране даже совершенных антиспамовых законов не решит проблему спама, которая носит международный характер. Так, по данным «Лаборатории Касперского», лишь 22% от всего спама, атакующего почтовые ящики пользователей Рунета, рассылается из России. Из США в Рунет попадает 20% спамовых писем, из Китая – 11%. При этом спам, который приходи в Россию из других стран, рассылается, в том числе, российскими спамерами.
Источник: «Лаборатория Касперского»
Рекламодатели потакают спамерам