Как показало психологическое исследование, проведенное в британском университете Эксетера по инициативе Управления добросовестной торговли Великобритании (Office of Fair Trading), в сети, расставленные интернет-мошенниками, чаще всего попадают пользователи, привыкшие доверять собственной интуиции и легко поддающиеся на уговоры.
В ходе исследования были всесторонне изучены 25 случаев успешной реализации мошеннических схем и 5 попыток обмана, едва не окончившихся триумфом злоумышленников. Исследователи провели ряд опросов и осуществили экспериментальную рассылку поддельных уведомлений о розыгрыше призов на адреса рядовых пользователей с целью изучения их поведенческих реакций.
Был также проведен текстовый анализ около 600 мошеннических писем и веб-страниц, который позволил выявить основные факторы, включающие у потенциальной жертвы искомую реакцию. Спектр исследования охватывал десять разновидностей сетевого мошенничества, в том числе «нигерийские» схемы, спам-рассылки мнимых астрологов и прорицателей, розыгрыш несуществующих призов, махинации с недвижимостью, рекламу «чудодейственных» снадобий и ложное букмекерство.
Исследование подтвердило, что, пытаясь вызвать инстинктивную положительную реакцию на приманку, сетевые мошенники взывают, в основном, к человеческим эмоциям — страху, азарту и т.п. Многие аферисты также идут на откровенный подлог, выступая от имени известной компании или государственного учреждения.
Исследователи составили краткий перечень психологических особенностей, присущих жертвам интернет-мошенничества.
- Тот, кто однажды поверил в обман, скорее всего, сделает это снова.
- Излишняя самоуверенность, основанная на знании азов безопасного поведения в Сети, нередко приводит к плачевным результатам.
- Жертвы мошенников в реальной жизни способны принимать адекватные решения и могут даже преуспевать в бизнесе. Беда в том, что они импульсивны и их легко переубедить.
- Потенциальная жертва мошенничества соглашается на заманчивое предложение, не посоветовавшись с родными и близкими, которых она долго оставляет в неведении.
Результаты университетского исследования будут использованы для внесения корректив в британскую стратегию борьбы со злоупотреблениями в сфере интернет-маркетинга, а также в программы образовательно-просветительских мероприятий, направленных на обеспечение безопасного поведения в Интернете. По оценкам экспертов, ежегодный ущерб британских пользователей от сетевого мошенничества составляет 3,5 миллиарда фунтов стерлингов (немногим более 5,5 миллиардов долларов).
Психология жертвы сетевого мошенничества