По оценке аудиторской и консалтинговой компании ФБК, ежегодные потери российской экономики от спама составляют 1,3-1,9 миллиарда долларов.
Расчеты ФБК основаны на денежном выражении снижения производительности участников хозяйственной деятельности. При проведении анализа использовались последние статистические данные о занятости населения в разных сферах экономики, занимаемых должностях и средней номинальной зарплате. Исследователи исходили из предположения, что большинство руководителей и специалистов высшего уровня пользуются электронной почтой.
Эксперты ФБК обращают внимание, что размеры убытков от спама в России вполне сопоставимы с той суммой, которую государство собирается выделить на увеличение пособий по безработице в текущем году (1,4 миллиарда долларов). В то же время они существенно ниже, чем в США, где сумма ежегодных потерь от спама, по последним данным составляет порядка 70 миллиардов долларов.
По мнению ФБК, это объясняется несколькими причинами. Во-первых, заработная плата россиян в номинальном долларовом выражении примерно в 7 раз меньше, чем у американцев. Во-вторых, количество работников, пользующихся электронной почтой, в России в 7 раз меньше по сравнению с США (13,5 и 100 миллионов человек соответственно). Кроме того, как показало исследование, российские пользователи тратят на удаление спама в 2,5 раза меньше времени, чем американские (6,8 секунд и 16 секунд соответственно).
Исследователи отмечают, что примененная ими методика «не претендует на завершенную комплексность оценки экономических потерь от спама». В частности, она не учитывает расходов на поддержание в работоспособном состоянии антиспамовой защиты и потери экономики от пользования услугами сомнительного качества. От себя добавим, что иностранные аналитики при подсчете убытков от спама учитывают также потери от снижения эффективности почтового трафика и от ложных срабатываний.
ФБК подсчитала убытки от спама в России