Перемены в образовательной системе, обусловленные прежде всего переходом на цифровые технологии, назревали уже давно. В этом году в цифровизации случился прорыв, когда из-за пандемии COVID-19 около полутора миллиардов учащихся оказались отрезаны от школы. Как следствие, системы образования по всему миру претерпели ряд существенных изменений. Преподавателям пришлось осваивать новые инструменты, такие как Zoom, и пытаться достичь должного качества обучения в удаленном режиме.
На этом цифровизация в сфере образования, скорее всего, не закончится, что одновременно и хорошо, и плохо. С одной стороны, преподаватели могут применять новые инструменты и возможности, в том числе изначально никак не связанные с обучением. В числе необычных и удачных примеров — тематические образовательные аккаунты TikTok. Раньше преподаватели не пользовались этой платформой, предпочитая YouTube, но в 2020 году на сайте TikTok стало появляться много образовательных материалов. С другой стороны, новые цифровые инструменты, обогатившие сферу образования, часто несут с собой новые угрозы. Давайте рассмотрим самые потенциально опасные технологии, с которыми мы столкнемся в наступающем году.
- Новые системы управления обучением (LMS). Благодаря LMS преподаватели могут отслеживать прогресс учеников, отмечать освоение материала и выявлять проблемные места. Несмотря на существование уже хорошо освоенных продуктов, таких как Google Classroom и Frog, рынок новых систем LMS продолжит свой рост.
По мере увеличения количества систем LMS и их популярности будет также расти число фишинговых сайтов, имитирующих обучающие платформы и сервисы видеоконференций. Такие сайты делаются преимущественно для кражи персональных данных и распространения спама. Весной 2020 года 168 550 уникальных пользователей столкнулись с разношерстными угрозами, маскировавшимися под популярные обучающие онлайн-платформы и приложения для видеоконференций, что на 20,455% больше в сравнении с 2019 годом. Кроме того, системы LMS остаются уязвимыми к неизвестным потенциальным угрозам, например, таким как Zoombombing. Если школы и дальше будут практиковать дистанционное обучение, эти системы останутся популярным вектором атаки. - Еще активнее будут использоваться видеосервисы, такие как YouTube, Netflix, SchoolTube, KhanAcademy и другие. Пользователи будут создавать все больше обучающего контента — как целостных материалов, так и отдельных отрывков, которые учителя могут добавлять в свою программу. На самом деле около 60% преподавателей уже применяют YouTube в процессе обучения.
Видеоматериалы способны обогатить образовательный процесс, но их полезность омрачается тем фактом, что на популярных видеосервисах (YouTube, TikTok, Instagram и пр.) представлено очень много неподходящего по возрасту контента, мимикрирующего под обучающий ради раскрутки. Угроза далеко не нова, но по мере цифровизации обучения она будет становиться все большей проблемой. - Интеграция социальных сетей в образовательный процесс. Грамотное применение социальных сетей, таких как Instagram и Twitter, может повысить вовлеченность учащихся как во время, так и после уроков. Также это удобный способ взаимодействия преподавателей с учениками. С другой стороны, возникает проблема с регуляцией контента. В настоящее время преподавателям и администраторам сервисов приходится вручную отсеивать контент в системах LMS и видеоконференций, что довольно трудоемко. Модерация контента в социальных сетях и групповых онлайн-чатах, особенно публичных, — еще более сложная задача. Все это оставляет дыры, через которые могут просочиться неподобающий контент, оскорбительные комментарии и кибертравля.
Другая проблема — конфиденциальность. Непродуманная конфигурация приложения или сервиса может стать причиной компрометации персональных данных, даже без использования специализированных инструментов и уязвимостей. В этом случае под ударом окажутся и преподаватели, и учащиеся. - Обучение в игровой форме. Практически каждый школьник знает об обучении при помощи Minecraft, но помимо этой игры существует множество других сервисов (While True: Learn, Classcraft, Roblox и другие). Но как только в классе появятся игры, над учащимися нависнут те же риски, что и при игре дома, — троллинг и кибертравля, вредоносные файлы под видом игровых обновлений или дополнений и многое, многое другое.
На самом деле в ближайшем будущем самой острой проблемой останется приватность. Управление личными данными в любом сервисе требует от вас определенных действий, но большинство пользователей, особенно дети, не разбираются в настройках приватности. А поскольку существует множество инструментов для управления онлайн-обучением, скорее всего, преподаватели будут пользоваться несколькими. В результате в каждом из них им придется обращать особое внимание на защиту не только своих персональных данных, но и данных своих учеников.
Прогнозы в сфере образования на 2021 год
Елена Овечкина
Очень серьезная тема для обсуждения! — Обучение в игровой форме. Уже сейчас начинают все это на курсах переподготовки делать и для всех уровнех образования, не разбирая…вуз или школа — но всем играть и развлекаться. Очень широко рекламируют на этих курсах Гугл платформу и платные ресурсы тоже! Когда а российские цифровые продукты будут переходить? В образовании надо это обязать!!!